Ирена Фолкмане. Будем помнить…

Ирена Фолкмане. Будем помнить…
В минувшую субботу (21 апреля) простились с Иреной Фолкмане, которая тихо ушла 13 апреля на 77-м году жизни. Почти 26 лет Фолкмане возглавляла Даугавпилсское отделение ЗАГСа, по этой причине ее хорошо помнят не только те, кому довелось работать с ней рука об руку, но и многие горожане. 

В ходе подготовки этого материала «СейЧас» побеседовала с заместителем руководителя ЗАГСа Вией Горникой, завхозом учреждения Натальей Парфеной, инспектором Инетой Буле. А также с Евгением Яковлевичем Князевым, в советском прошлом секретарем исполкома Городского совета народных депутатов. И все они с большой теплотой и, в силу обстоятельств, с грустью отзывались об Ирене Фолкмане.  

 

Вия Горника: – Ирена Адамовна возглавила Даугавпилсский ЗАГС летом 1983 года, а я поступила сюда годом раньше. Помню даже, во что она тогда была одета: в скромный льняной костюм серого цвета. Со всеми познакомилась, всем представилась. До этого Фолкмане была связана со сферой культуры. С течением времени стало ясно, что мы – сотрудники ЗАГСа – работаем под руководством честного, понимающего и очень ответственного человека.  И, конечно, Ирена Адамовна была прекрасной матерью, женой. Никогда не называла своего мужа – талантливого скульптора Индулиса Фолкманиса просто по имени, только «мой Индулитис». У них вообще были трогательные чувства друг к другу, Индулис готовил для жены бутерброды, которыми она всех нас угощала. Ирена ценила эту мужскую заботу. 

 

Фолкмане умела сплачивать коллектив. После того как Ирена Адамовна оставила эту должность, я еще долго с ней перезванивалась, мы делились какими-то новостями, но последние два года она уже не отвечала на мои звонки, вероятно, это было связано с настигнувшей болезнью. 

 

Наталья Парфена: – Более чуткого, более интеллигентного и порядочного человека, чем Ирена Фолкмане, я в своей жизни не встречала. Кроме того, она запомнилась очень чуткой, отзывчивой. Я, честно говоря, была поражена, узнав, что перед свадебной церемонией Ирена Адамовна всегда чистила зубы, и в этом нюансе тоже требовательное отношение к себе. Церемонии бракосочетания И. Фолкмане проводила обычно в платье в пол, что соответствовало торжеству момента. Припоминается и такой случай. Как-то я зашла вечером в зал, свет был выключен, но лучи заходящего солнца пробивались. И вижу, что на стуле в одиночестве сидит Ирена Адамовна и плачет. Спрашиваю: «Что случилось?» Оказывается, она растрогалась от того, что все церемонии в этот день, а их было немало, прошли на высоком эмоциональном уровне, все остались довольны. Фолкмане растрогалась от удовлетворения своей работой, она всегда выкладывалась во время бракосочетания. Многие просили, чтобы церемонию проводила именно Фолкмане.

 

Евгений Князев:– Я познакомился с Иреной Фолкмане во время моей работы в Городском комитете комсомола. В мои обязанности тогда входило курировать молодежные организации. А Ирена возглавляла студенческий клуб в ДПИ, в котором объединились самодеятельные коллективы. 

 

Позднее, в 1983 году, я был секретарем исполкома Городского совета народных депутатов и курировал работу ЗАГСа. В это время здесь завершились строительные работы. В то время уходила на пенсию Валентина Семеновна Томсоне. Вот я и предложил Фолкмане возглавить это важное для города учреждение. Уговорить было непросто. Обещал, что все ее творческие задумки будут поддержаны. В итоге Фолкмане согласилась. Прежде всего стояла задача организовать работу нового Дворца бракосочетаний. В начале 1980-х годов в Даугавпилсе проживало около 120 тысяч жителей, в 1988 году – почти 130 тысяч. У меня сохранились и такие данные: в 1990 году в городе родилось 1832 ребенка, что составило прирост 467 человек. Эти цифры явно отличаются от тех, что мы имеем сейчас. В том же 1990 году было зарегистрировано 1493 брака при 604 разводах. Ирена Фолкмане взялась за разработку и внедрение в жизнь новых традиций. В их числе церемония наречения именем новорожденного, празднование золотых и серебряных свадеб… Для этого надо было развивать связи с трудовыми коллективами города, при ЗАГСе заработал методический кабинет, в котором можно было получить информацию о новых традициях. Получило распространение награждение медалями (керамика, металл) с символикой ЗАГСа.  Хорошо разбираясь в людях, Фолкмане умела подбирать кадры. Городской ЗАГС быстро набирал темпы, и уже к 1984 году вышел в передовые ЗАГСы Латвийской республики по ряду направлений. В 1985 году в Даугавпилсе состоялся Всесоюзный семинар руководителей областных и краевых ЗАГСов СССР. Съехалось множество участников из разных республик. Город поддержал проведение показательной латгальской свадьбы в ДК строителей. Это был настоящий праздник. Фолкмане проявляла себя очень активно. Ирена Адамовна осталась в памяти талантливым организатором и руководителем. Можно только горько сожалеть о ее уходе, – заключил Е.Я. Князев. 

 

Инета Буле: – Мне довелось работать с Фолкмане в период с 2005 по 2009 год. Ирена Адамовна сама меня пригласила, ввела в коллектив, до этого я работала в Науенском ЗАГСе.  Могу сказать, что Фолкмане умела очень тактично обсудить какие-то рабочие моменты. Отмечу и то, что она была человеком творческим. Поначалу я приходила послушать, как Ирена Адамовна проводит церемонии бракосочетания, потом стала проводить сама. Запомнилось, что для каждой пары она старалась подобрать особые слова. Никогда не позволяла себе выйти неподготовленной. Когда отмечался 85-летний юбилей ЗАГСа, Фолкмане написала стихи, возможно, они не пропали… Вообще она виделась  человеком высокой культуры. Я уверена, что Ирене Адамовне нравилось работать в ЗАГСе. Она могла  найти подход к любым, даже самым требовательным клиентам. 

 

Расплакалась навзрыд…

 

Ирена Русиня (Фолкмане) родилась в Вецпиебалге, в семье мельника Адама в один из предвоенных дней июня 1941-го. Потом в семье появятся еще трое ее братьев. После войны все перебрались в Ливаны, где для Адама нашлась работа на мельнице. С течением времени средняя школа сменилась для Ирены учебой в Рижском техникуме культпросвета, по окончании которого распределили в Даугавпилс, где Ирена стала координатором работы студенческой художественной самодеятельности пединститута. 

 

В 1967 году Фолкмане продолжила образование в Латвийской консерватории им. Я. Витола на заочном отделении по специальности режиссура. 14 лет Ирена Адамовна руководила драматическим коллективом в ЦДК, был период, когда она сама писала пьесы и ставила по ним спектакли. Все эти навыки позднее пригодились для работы в ЗАГСе. Однако надо иметь в виду, что ЗАГС не только торжество бракосочетаний, человека может привести сюда и большое горе, когда важно успокоить, поддержать нужным словом.

 

Фолкмане была приверженцем официального брака, не принимала легкомыслия в отношениях двух людей. Художественный руководитель Центрального Дома культуры Текла Лоцика в советское время сообщала в издании «Красное Знамя», что после окончания Рижского техникума Фолкмане работала старшим инспектором Городского отдела культуры, позднее возглавляла ЦДК. Т. Лоцика приводила такой биографический эпизод: к 100-летию со дня рождения Райниса была поставлена его трагедия «Любовь сильнее смерти», главную роль Майи в спектакле режиссера А. Белова исполнила Ирена, тогда еще Русиня. Спектакль был показан в Риге, Дом народного творчества им. Мелнгайлиса наградил Фолкмане как одну из лучших исполнительниц женской роли в пьесах Райниса. 

 

Судьбоносная встреча Ирены с Индулисом датируется 27 июля 1965 года. Познакомились на вечере, посвященном удачному выступлению хоровых коллективов на Празднике песни. Приметив симпатичную девушку, Индулис пригласил ее на вальс, не сознавая, что этот танец окажется длиною в жизнь.

 

Покидая должность руководителя Даугавпилсского отделения ЗАГС, Ирена Фолкмане не уходила в одиночество. Вместе с мужем Индулисом Фолкманисом они продолжаются в сыновьях и внуках.

 

В 2009 году во время нашего с ней разговора Ирена сожалела, что благородные призывы Атмоды не совпали с последующими делами, что между латвийцами воздвиглись барьеры – политики целенаправленно раскалывают людей в угоду собственным амбициям. Фолкмане указывала и на то, что в обществе много агрессии, тогда как нормального общения не хватает. «Нет понимания, что без общения культурный диалог невозможен. У нас же каждый поет свою песню…» – сокрушалась Фолкмане.

 

Ирена тогда коснулась и двух памятных событий своей жизни: поездки в Китай (1994) на Всемирный конгресс женщин – Фолкмане была в составе делегации как депутат V Сейма Латвии – и поездки в Красноярск к бывшим репрессированным. Красноярская встреча оказалась невероятно трогательной. «Мы привезли с собой латвийский бальзам, льняные полотенца с национальным узором и хлеб. Красноярцы пришли с семьями, накрыли стол. Хлеб с их родины они стали делить на кусочки, а потом каждый целовал его. Пожилой латыш из местных спросил: "Можно я возьму кусочек хлеба для жены, она болеет. Принесу ей этот хлеб, чтобы поправлялась…"» Ирена не выдержала, расплакалась навзрыд. Вспоминая этот случай, Фолкмане говорила, что у красноярцев, несмотря на бытовые проблемы и незавидный достаток, сохранилось в сердце больше доброты и отзывчивости.

 

Ирена Фолкмане, награжденная при жизни почетным знаком города Золотая лилия, похоронена в Бауске. Любимыми цветами этой женщины были душистые фрезии.

 

Вечная память…