Парадокс: в городе 300 вакансий, а работать некому44

Парадокс: в городе 300 вакансий, а работать некому
Мы можем не соглашаться и делать вид, что это происходит не с нами, но по ряду показателей латвийская экономика демонстрирует устойчивый рост. Средняя зарплата до уплаты налогов по стране достигла рубежа в 1000 евро, а рынок труда просто кричит о дефиците кадров, которые будут обеспечивать дальнейшее развитие и рост латвийского экономического чуда. Даугавпилс – не исключение.

В эти дни на сайте Госагентства занятости (nva.gov.lv), в разделе вакансий, можно найти почти три сотни свободных рабочих мест. 

 

Среди них есть как высококвалифицированные специальности:

 

  • Оператор по производству стекловолокна в Ceram Optec SIA с зарплатой от 800 евро.
  • Механик электромеханических устройств в Ditton Chain SIA с зарплатой от 600 евро.
  • Стройинженер в REM PRO SIA с зарплатой от 926 евро.

 

Так и простые «рабочие» специальности:

 

  • Автослесарь в Serviss PK SIA с зарплатой от 600 евро.
  • Грузчик в Meat Unions SIA с зарплатой от 600 евро.
  • Штукатур в Bezdelīga A SIA с зарплатой от 560 евро.

 

И при этом обилие вакансий, для работы по которым вообще не нужны особые навыки и знания:

 

  • Продавец в магазин в Firma Madara 89 SIA с зарплатой в 430 евро.
  • Специалист по работе в библиотеке в Латгальской центральной библиотеке с зарплатой от 650 евро.
  • Официант в Asko SIA с зарплатой в 435 евро.

 

Причем, если раньше вакансии продавцов на рынке и в магазинах «уходили» за считанные часы, то сегодня опрошенные «СейЧас» работодатели разводят руками: потенциальные работники договариваются о собеседовании и… не приходят!

 

Факт в том, что городу нужны рабочие руки. И самое неприятное, что некоторые из опрошенных нами предпринимателей признаются: они брали бы больше заказов и производили бы больше продукции на экспорт, если бы было кому работать.

 

Судя по всему, наш город стоит на пороге перемен: либо уехавшие даугавпилчане начнут массово возвращаться домой, либо мы увидим наплыв иностранной рабочей силы. 

 

Парадокс: в городе 300 вакансий, а работать некому

 

Игорь Прелатов, первый вице-мэр Городской думы:

 

«Сегодня немало строительных объектов самоуправления, на которых подрядчикам явно не хватает рабочей силы, и из-за этого тормозится строительство. Это, например, и 26-й садик, и спортзал Польской школы. Неоднократно слышал, что наши строительные фирмы на большие объекты привлекают строителей из ближнего зарубежья – Беларуси и Украины. Уже отработали схему их трудоуйстройства, которая, несмотря на свою сложность, оправдывает себя. Отзывы об этих работниках – только положительные. Они и трудоспособны, и ответственны, и после окончания рабочего дня не прочь остаться потрудиться. Знаю, что местным строителям это, конечно, не по нраву, но это создает здоровую конкуренцию и мотивирует не работать спустя рукава. Так что, думаю, на муниципальных стройках в ближайшем будущем мы увидим наплыв иностранных работников.

 

Дефицит кадров мы наблюдаем и в структурах самоуправления. Не хватает инженеров, сертифицированных специалистов. Вот Управление коммунального хозяйства сейчас ищет дорожного стройинженера. И пока желающих нет. Хотя, если почитать комментарии ко многим статьям в Интернете, у нас столько специалистов по организации работ и дорожному строительству! Но почему-то никто не подает свои заявки на открытые в самоуправлении вакансии…»

 

Александр Васильев, председатель правления SIA SM (производство комплектующих для с/х и коммунальной техники):

 

«Мы привыкли к тому, что "готовых" на 100% специалистов, которые нам нужны, не выпускает ни один вуз или профшкола. Недостающие знания сотрудники получают, проходя внутреннее обучение или дополнительные курсы, организованные компанией с приглашенными специалистами. Со стажем работы у сотрудников увеличивается опыт, профессионализм и производительность труда, что приводит к увеличению заработка. У каждого используемого нами станка есть своя специфика. И, как правило, за одним станком закрепляются 2–3 человека, которые на нем и работают.

 

Наша компания работает совместно с РТУ и ДУ, организовывая совместные научные проекты, практику для преподавателей и экскурсии для студентов. За последние пять лет количество наших сотрудников увеличилось от 65 до более 100 человек. Средний возраст менеджмента нашей компании – 35 лет. И путь от простых работников до операторов станков, а также руководителей отделов многие люди прошли за короткий срок. Они приходили на самую низкоквалифицированную работу и росли, пополняя багаж своих знаний и навыков на практике.

 

На сегодняшний день нам не хватает рабочих рук таких специальностей: сварщик, слесарь. Если мы сможем найти новых сотрудников, то будем брать дополнительные проекты от наших партнеров».

 

Янис ПрИеде, директор пиццерии Čili Pizza в Даугавпилсе:

 

«Мы сейчас ищем и пекарей, и поваров, и помощников поваров. Хотели перед началом сезона принять на работу побольше людей, чтобы оперативнее обслуживать клиентов. Но на наши объявления почти не отзываются. Приходят только на должность помощников поваров, но у этих людей редко есть опыт работы на кухне. Это бывшие строители, плотники…

 

Такой дефицит с кадрами наблюдаем именно в течение последнего года. Просто аномалия какая-то! Раньше никогда у нас не было таких проблем в сравнении с другими пиццериями в Латвии. У нас ведь есть Торговая школа, которая выпускает специалистов нашего профиля. Но если в начале нашей работы, 7 лет назад, я мог рассчитывать на то, что 9 из 10 практикантов останутся у нас работать, то теперь выпускники "торговки" все чаще выбирают Ригу или даже, например, Германию. И, знаете, тогда, 7 лет назад, у приходивших к нам практикантов был какой-то огонек в глазах, они хотели, стремились. Сейчас я не наблюдаю у них этого запала.

 

Я, правда, не понимаю, в чем дело. Мы ведь не минимальную зарплату предлагаем. Налоги, учет часов, социальные гарантии – все есть. Чтобы все это получить, нужно просто работать. Да, у нас популярные заведения, и работы немало. Но мы ведь за нее платим! Общаясь с коллегами по заведениям общепита в городе, констатирую, что такая проблема не только у нас. Буквально везде нехватка кадров».

 

Михаил Рябоконь, директор архитектурной и проектировочной компании REM PRO:

 

«Сегодня у нас открыты вакансии проектировщиков, стройинженеров, дорожных инженеров, руководителя проектов и другие. Большинство из этих профессий можно получить только в Риге, в РТУ. Если бы были люди грамотные и с сертификатами, то мы взяли бы хоть завтра 10–15 человек. Основной офис у нас в Даугавпилсе, но в последнее время выручает нас рижский. Кстати, из 28 человек пятеро в нем – даугавпилчане, уехавшие из города в столицу.

 

Дети сразу после школы уезжают из города, в котором, такое ощущение, все погрязли в каких-то разборках и поисках виноватых. Нас тоже часто обвиняют. Но когда проектировщику дают три месяца на проектирование такого объекта, как, например, наш ДКХ, то любой проектировщик за этот срок сделает не очень качественный проект. А больше всего обидно, когда он потом два года лежит на полке в Думе. Это такой круговорот: быстрее спроектировать, быстрее объявить конкурс на строительство, начать стройку, а потом строить неизвестно сколько, потому что проект так себе…

 

Мои работники уже просят по возможности не брать заказы из Даугавпилса. Им проще съездить в другой город, чтобы получить согласование в местном Буввалде, чем постоянно оставаться виноватыми и работать в цейтноте для даугавпилсских заказчиков».