Алекс Жук: взгляд из Сан-Франциско4

Алекс Жук: взгляд из Сан-Франциско
У газеты «СейЧас» года четыре тому назад завязалось знакомство с жителем Сан-Франциско (США) Алексом Жуком, чье прошлое связано с Латвией и Даугавпилсом в частности. С подачи Алекса наше издание рассказало о судьбе писателя Сола Беллоу («Американский Достоевский»), а также о режиссере Сергее Герасимове, мать которого родилась в Двинске. 

В начале мая Алекс Жук прислал на мою электронную почту письмо, в нем содержалось немало информации, которая могла быть интересна широкому кругу даугавпилсских читателей. Привожу его при небольшом сокращении и редакции.

 

«На днях мой друг из Даугавпилса прислал мне ссылку на 20-минутное апрельское интервью с известным и, видимо, успешным даугавпилсским предпринимателем Олегом Гущиным, размещенное на одном из даугавпилсских порталов. Кое-что в нем было занимательно даже для меня, уехавшего 25 лет назад на ПМЖ в Америку. Но, честно говоря, не так уж и много. В целом ответы Гущина показались довольно содержательными, – пишет А. Жук, после чего делает небольшое биографическое отступление. 

 

«Извините-ка!»

 

– В 1986 году я окончил Рижский политехнический институт и далее в течение шести лет, т. е. до самого отъезда, работал в одном из сильнейших в Латвии конструкторских бюро на Даугавпилсском заводе приводных цепей. Переехав в Сан-Франциско, пару лет служил в архитектурном бюро, а с 1996-го и до сих пор тружусь в двух крупных корпорациях в качестве менеджера группы компьютерной экологической картографии. Когда выпадает свободное время, читаю прессу: полдюжины американских изданий самых разных направлений плюс немного российской прессы – ежедневно, чтобы быть в курсе того, что происходит в этой большой стране; и обязательно один-два сайта даугавпилсских новостей – не могу оставаться безразличным к жизни родного города. Поэтому осведомлен: в Даугавпилсе многое изменилось.

 

И опять к Олегу Гущину – в финальной части интервью он рассказывает о своем жизненном опыте, связанном с работой в Америке. Олег честно признается, что многому научился у своих американо-израильско-русских работодателей (или партнеров?), но сам "научить их ничему не смог". Меня задело в интервью то, что человек, проживший всего год в США, заявляет, что "90% людей, которые уехали в эмиграцию, они в ней несчастны, они не интегрировались". I beg your pardon, как говорят американцы. Или по-русски: "Ивините-ка!"» Такое умозаключение напоминает послереволюционную советскую пропаганду, когда высмеивали "бывших" князей или полковников Царской армии, которые вынужденно работали таксистами в период первой эмиграции. Один из моих родственников тоже работает таксистом в Америке. Так он и в Гомеле работал шофером. А разница в том, что сейчас человек живет в хорошем собственном доме с видом на Силиконовую долину. А мой бывший дантист когда-то слыл известным стоматологом на Украине. Приехал в США, не зная ни слова по-английски. Когда он готовился здесь к сдаче экзамена на лицензию врача, ему было уже под 60. В итоге открыл вместе со своим партнером частную успешную практику. Но этот человек – настоящий трудоголик, ушел на покой в возрасте за 80. Он всегда любил свое дело, своих пациентов и, без сомнения, свои заработки. Мы были знакомы довольно близко, и я ни разу не слышал с его стороны сожалений по поводу случившейся  эмиграции. Да, он конкретно "варился" в нашей иммигрантской среде, но никогда не чувствовал себя "неинтегрированным". 

 

Отрыв пуповины

 

С момента массового отъезда евреев в начале 1990-х Латвия и Даугавпилс продолжают переживать эмиграционные волны. Люди обнаружили, что необязательно быть "отщепенцем" или "предателем", чтобы стремиться обрести для себя и своих семей лучшую жизнь. В настоящее время латвийцы в основном направляются в Евросоюз. Для меня, честно сказать, реалии этих людей мало знакомы. Вероятно, в более "традиционалистских" странах более жесткое отношение к вновь прибывшим, к "понаехавшим", чем в Америке. Могут сказываться и проблемы рынка труда, спроса и предложения на квалифицированный труд, прочие нюансы. Не потому ли многие работающие на полях Ирландии в компании таких же бедолаг из Балтии не чувствуют себя вполне "интегрированными". Тогда, конечно… Но, как я понимаю, не у всех дела настолько плохи. 

 

Лично я ни разу не пожалел, что стал иммигрантом в Америке. Сан-Франциско, Калифорния – все-таки не худшие места на земле. Экономика, культура, размах, роскошная природа, наконец! Но и те мои знакомые и родственники, что осели в других городах, тоже вполне довольны своей судьбой и уровнем своей "интегрированности". Не говоря уже о наших детях, которые интегрированы в Америке на все 150%. А уж в больших приморских городах, где традиционно обживаются новые иммигранты, такая смесь всех рас и племен, что неинтегрированными скорее могут чувствовать себя здешние аборигены. Хотя, я таки знавал одного (!) человека, который себя не нашел – проболтался несколько лет, развелся с более успешной и интегрировавшейся женой, после чего вернулся назад, в Россию. Уточню: уехал вскоре после того, как его бывший одноклассник (на минуточку!) В. Путин стал президентом России. Вероятно, он надеялся как-то примазаться к "вертикали" власти, но кажется, у него и там ничего не вышло.

 

Конечно, эмиграция нелегкая вещь. Тут и интеграция в новое общество, и отрыв "пуповины", связывавшей тебя с твоей семьей, с друзьями, со всем, что зовется родиной. 

 

У нас тогда не было паручасовых "лоукостеров", на которых можно было сгонять на выходные на родину. Все обстояло гораздо серьезнее. А для меня и многих таких, как я, боль еще усиливалась тем, что большинство наших родных уехали в Израиль, эту вечную пороховую бочку. Но и там, пройдя сквозь нелегкие испытания, они остаются довольными своим выбором. И достаточно интегрированными.

 

В будущее с оптимизмом

 

Да, в Америке я много работаю и постоянно учусь. При этом мои усилия достойно оцениваются. Я никогда не чувствовал по отношению к себе дискриминации. На самой первой моей работе ощущался элемент эксплуатации, но это скорее можно отнести на счет "звериного оскала капитализма". Там эксплуатировали всех. А мой старший сын, получивший хорошее американское образование, еще более успешен, чем я. Финансово мы могли позволить, чтобы моя жена, тоже инженер, могла все эти годы сосредотачиваться на воспитании детей и заботах о доме. Каждый выбирает свой путь, свои приоритеты. Мы решили так. Кто-то больше работает, но и больше зарабатывает и тратит. Согласитесь, материальный достаток – очень важный компонент "счастья". О других, нематериальных вещах гораздо лучше думается на сытый желудок. Будь мы с женой более амбициозны, могли бы добиться и большего в материальном плане. 

 

Вспоминается наша семья в Советском Союзе. Мои родители много работали. Мама была учительницей, а папа проявлялся в технической сфере, занимал должность первого начальника инструментального цеха на заводе. В семье трое детей и бабушка. Оценивать по американским меркам – так вполне успешная семья среднего достатка. Но запомнилась постоянная ограниченность в средствах. Притом что мы не бросали денег на ветер, их всегда не хватало! Это было не то, чтобы унизительно, но это давило. Впрочем, такое многим известно. Опять же, не в деньгах счастье. В той жизни было много хорошего и настоящего. Но я не из тех, кто, проживая на постсоветском пространстве, кудахчет: "Ах, как все замечательно было в СССР, дружба народов и трамвай за 3 копейки". Помню и много совершенно противоположного. Ведь огромная страна не случайно развалилась. Стоило Горбачеву чуть отпустить вожжи, и "союз нерушимый" рассыпался карточным домиком. В Америке тоже есть недостатки и проблемы, но они все же решаются, и ты знаешь, если прилагать усилия, они не будут напрасными. Конечно, человек, переживший распад сверхдержавы, всегда осторожнее в своих оценках, но я на самом деле смотрю в будущее с оптимизмом. 

 

Незадолго до своего отъезда (1993) я узнал, что одна сотрудница ДПИ провела целый месяц в США и, вернувшись, организовала курсы по преподаванию американского диалекта. Типа, может, хочешь к ней записаться? Теперь понятно, как это смешно и самоуверенно – представляться специалистом с месячным-то опытом. Вот так же примерно прозвучало и мнение Олега Гущина о наших несчастных эмигрантах…

 

Тем не менее интервьюируемый оставлял приятное впечатление, чего, к сожалению, не скажешь об интервьюере, несмотря на его интеллигентный вид. Особенно покоробил момент, когда его собеседник уважительно отозвался о людях, пригласивших его в Америку. "Ну все хавно хусские!" – прокартавил "интеллигент", с ухмылкой спародировав тем самым нарочито отрицательный еврейский персонаж из кинофильма "Брат-2". 

 

Ведущий программы М. Ермолаев еще раз, к месту, напомнил мне одну из причин, почему я и такие, как я, навсегда покинули страну. Вот это тот самый мерзкий антисемитизм "интеллигентов". Антисемитизм "толпы"… ну, о нем даже говорить не стоит… В Даугавпилсе и евреев-то практически не осталось, а настроения против них живы. Не знаю, чем насолили г. Ермолаеву какой-нибудь Березовский или Ротшильд… 

 

В силу своего возраста этот человек вряд ли помнит или знает, что Даугавпилс (да и не только Даугавпилс!) активно развивался в пору, когда в городе как раз-таки было много евреев. Ему ничего не известно о замечательных организаторах производства в городе, врачах, учителях, музыкантах, доцентах и профессорах, и просто классных специалистах, и приличных людях. Ну и ладно…

 

Спасибо за внимание. Всего доброго!

 

Алекс Жук, Сан-Франциско»