Снос балконов узаконят?20

Снос балконов узаконят?
В газете «СейЧас», в статье «Балконы – не роскошь», мы рассказывали о балконных страданиях жильцов многоквартирного дома на ул. Зелинского, 5.

ПЖКХ сначала выставило цену в 1500 евро за ремонт балкона каждой квартире, а затем, когда люди отказались от столь дорогостоящих вложений, намерилось их снести без согласия владельцев квартир. Мол, нет денег на ремонт балконов – пусть люди живут без них.

 

Однако за снос аварийных балконов им все равно придется заплатить. Так как в похожей ситуации оказались не только жильцы дома на ул. Зелинского, 5, но и еще нескольких домов в Даугавпилсе, балконы которых признаны аварийными, у многих возник вопрос: а насколько все это законно?

 

Закон – что дышло 

 

Этот вопрос на пресс-конференции был задан руководителю ПЖКХ Александру Самарину. Он ответил, что да, вполне законно. Правда, как называется закон, согласно которому людей могут лишить части их квартирной собственности, не уточнил. Зато выразил надежду, что ПЖКХ все же удастся договориться с жильцами о ремонте. Мэр Даугавпилса Рихард Эйгим его поддержал, призвав горожан ремонтировать балконы согласно имеющимся у них средствам. А корреспондент «СейЧас» решила выяснить, что же это за закон. И если он на самом деле существует, то почему в Даугавпилсе не решена проблема заброшенных зданий, пугалами стоящих в самом центре города? Ведь нет ничего проще: снести их без спроса, а счет выставить хозяевам. И не нужно больше бояться, что кирпич кому-то мимо проходящему упадет на голову. Для того чтобы прояснить ситуацию, «СейЧас» обратилась к представителям товарищества «Мой дом – моя крепость», общественной организации, которая защищает права собственников квартир в многоквартирных домах, которая уже более 20 лет оказывает юридическую поддержку жителям Латвии в спорах с коммунальными структурами. 

 

–  Действительно ли имеется закон, согласно которому можно демонтировать балконы в многоквартирных домах вне зависимости от желания владельцев?

 

– Лично я такого закона, о котором говорит ПЖКХ, не знаю, – пояснила Наталья Агафонова. – Согласно правилам Кабинет министров  «О расчете платы за обслуживание и управление жилым домом», пжкх при составлении сметы должно предусмотреть затраты на обязательные ремонтные работы. Есть закон о квартирной собственности, регулирующий взаимоотношения между проживающими в доме людьми. Теми, кто являются собственниками жилья, живут в неприватизированных квартирах или квартирах, приватизированных самоуправлением. По этому закону балконы являются общей собственностью жильцов. Как могут демонтировать общую собственность жильцов?  По закону сделать это без решения собственников нельзя. Исключение составляют лишь случаи, если есть акт осмотра здания с заключением, что балкон вот-вот рухнет. То есть нет времени в течение недели организовать общее собрание жильцов. На это по закону дается семь дней. 

 

– Но ПЖКХ говорит, что балконы будут снесены на том основании, что они находятся в аварийном состоянии, представляют потенциальную угрозу, а жильцы их ремонтировать отказываются.

 

– Любая обслуживающая дом организация, согласно нормативам, обязана с 2010 года проводить регулярные осмотры зданий. Эти осмотры должны храниться в домовом деле в ПЖКХ. Если ПЖКХ такие осмотры регулярно проводило, то возникает вопрос, как балконы были доведены до аварийного состояния? Почему не производился их своевременный ремонт? Ведь плата за балконы входит в стоимость обслуживания квартиры, и люди за них десятилетиями платят деньги. Я, к примеру, с коэффициентом 0,3 плачу за балкон с 1983 года. То есть люди по 30 лет платили деньги обслуживающей организации, а та, не проводя своевременных ремонтов, довела балконы до аварийной ситуации, а теперь еще требует от людей и дополнительные средства?

 

Так где же деньги?

 

– В ходе подготовки статьи «Балкон – не роскошь» в техническом отделе ПЖКХ на вопрос, почему оно не занимается ремонтом балконов, ведь жильцы за это платят деньги, мне ответили, что обслуживать – не значит капитально ремонтировать. Мол, ПЖКХ занимается только текущими ремонтами, а капитальный ремонт стоит больших денег, и заменять несущие элементы зданий обслуживающая дом организация не может. Это значит, что людям, желающим что-то основательно отремонтировать в своем доме, нужно платить дополнительные деньги. Но ведь не у всех они есть. Что в этом случае делать людям?

 

– Существует Закон «Об управлении многоквартирными домами» (Dzīvojamo māju pārvaldīšanas likums), где четко сказано, что деньги, которые обслуживающая организация получает от людей, должны быть направлены на обслуживание, ремонт элементов здания. Если жители дома, аккуратно выплачиваюи средства на содержание дома по сметам ПЖКХ, нет необходимости ремонтировать крышу, окна и двери в подъездах, отмостку вокруг здания за дополнительные накопительные фонды  или позаимствованные у банка средства. Все эти работы на основании закона включены в перечень того, за что ежемесячно платят горожане. Довелось услышать, как один старший по дому хвастался: организовал замену окон в подъездах, ремонт крыши, замену дверей в подвал, ремонт дворовой стоянки. И все это сделал за дополнительно собранные с жильцов деньги. Я ему сказала, что за дополнительные средства такие работы может организовать, мягко скажем, любой. А вот договориться с ПЖКХ и получить деньги на ремонты, согласно закону, куда труднее. 

 

У нас есть категория людей, которые называют себя старшими по дому. Они не обучены, не подготовлены, просто активны. Многие из них до сих пор думают, что мы живем в советское время, платим 7 рублей за обслуживание, 5 – за отопление, а на все остальное люди должны скидываться, как в свое время на краску для подъездов и на ремонт скамеек возле дома. Мы коммунальным службам платим очень большие деньги. Я как-то посчитала, что один только дом за восемь лет заплатил ПЖКХ около 80 тыс. евро, а в ответ получил сметы на ремонтные работы на 4 тысячи. А где наши деньги? Я обращалась с этим вопросом в ПЖКХ. Ни нам, ни Госконтролю экономически обоснованно ответить не могут. 

 

По закону и по совести

 

– Жильцы дома на ул. Зелинского, 5, не категорично против ремонта балконов, но они против выставленной суммы ремонта в 1,5 тыс. евро с квартиры. В конкурсе участвовал и победил один претендент. Видимо, фирма воспользовалась отсутствием конкуренции. 

 

– Если в конкурсе участвует всего один претендент, это вообще не является закупкой. В таком случае проводится повторная закупка. 

 

– В техническом отделе ПЖКХ мне сказали, что в настоящее время проводится опрос цен среди фирм, которые могут заняться демонтажом аварийных балконов. Ближе к концу августа станут известны конкретные цифры, о которых  сообщат жителям: именно они должны будут за снос балконов заплатить.

 

– Это вообще вопиющая юридическая безграмотность. В Гражданском законе ЛР есть статья, в которой написано, что собственником недвижимости является только тот, кто таковым значится в Земельной книге. Горожане думают, что они, являясь собственниками квартир, автоматически являются и собственниками дома. Но это не так. Если взять выписку из Земельной книги многоквартирного дома, то она состоит из двух частей. В первой части записаны квартиры, которые приобретены. А во второй – собственник дома. На сегодняшний день 90 % домов Даугавпилса являются собственностью самоуправления. А если собственник дома – Даугавпилсское самоуправление – дает разрешение на снос балконов, то оно и должно за это платить. Хотя, с другой стороны, каждый балкон входит в площадь квартиры. А если сегодня кто-то придет и снесет часть вашей квартиры в виде балкона, то завтра вполне может прийти и лишить вас ванной с туалетом. Почему бы и нет? Ведь это тоже части вашей квартиры. 

 

Наталья Агафонова вместе со старшей дома № 5 на ул. Зелинского  посетили ПЖКХ, чтобы познакомиться с домовым делом. «Мы нашли несколько актов осмотра здания, где написано, что балконы в плохом состоянии, требуют ремонта, – рассказала Наталья Агафонова. – Какой конкретно балкон, не расшифровано. Не все же балконы одновременно? И если эта ситуация с балконами длилась годами, то почему ничего не делалось? Только менялась сумма ремонтов балконов, которая за несколько лет возросла с 3 тысяч до 60 тысяч. Ни одного заключения о признании того, что какой-то элемент данного здания находится  в аварийном состоянии, нет с 2011 года.

 

Причем все работы в этом доме проводились за счет накопительного фонда и дополнительных средств, собираемых с жильцов. То есть людей обманывали. И продолжают это делать. Согласно выписке из Земельной книги, здание принадлежит городскому самоуправлению. Объявление закупки на снос балконов без согласия жильцов – действие противозаконное. Я, кстати, искала эту закупку, но не нашла в официальных источниках. А позиция "нет денег – живите без балконов" в нашем нищем городе вообще выглядит античеловечной».