Пока не рухнет кому-нибудь на голову…1

Пока не рухнет кому-нибудь на голову…
В начале июля некий рижанин упал с балкона второго этажа, так как у конструкции просто отвалились перила. Годом ранее также в столице нашей страны балкон третьего этажа обвалился на второй. К счастью, никто не пострадал. В нашем городе таких происшествий пока не было, но вероятность того, что это однажды случится, достаточно высока.

В начале 2010 года решением Кабинета министров мы стали платить за обслуживание не только жилой площади своих квартир, но и за балконы и лоджии. С коэффициентом 0,3 и 0,5 от тарифа на обслуживание соответственно. Предусматривалось, что за эти деньги будут производиться регулярные обследования и текущие ремонты балконов и лоджий. Правда, как показывает практика последних трех с половиной лет, балконы, как и прочие конструкции наших многоэтажек, настолько ветхи, что текущими ремонтами угрозу жизни людей не ликвидируешь. Ежегодно ПЖКХ проводит около 30 текущих ремонтов отдельно взятых балконов, но по большому счету им нужны капитальные ремонты, а они, как известно, проводятся за отдельно собранные деньги собственников, сверх платы за обслуживание. Кстати, в данном случае не нужно скидываться всем жителям дома, как при ремонте крыши или замене лифта, – за капитальный ремонт балкона или лоджии платит собственник конкретной квартиры.


На прошлой неделе в новостях телеканала Dautkom TV был сюжет о доме на ул. Имантас, 50, состояние балконов которого приводит в ужас прохожих. Еще два года назад обслуживающая организация – ПЖКХ – поставила собственников в известность о том, что балконы надо ремонтировать капитально. Жители призыв проигнорировали. Тогда в начале 2013 года каждый из собственников получил письмо с предупреждением о плачевном состоянии своего балкона. В ответ опять тишина. В итоге летом 2013 и 2014 года сотрудники ПЖКХ, во избежание падения кусков бетона на головы прохожих, вручную снимали с балконов этого дома «нестойкие элементы».

 

На прошлой неделе балконы были обнесены сеткой. Любопытно, что даже при этом ни один балкон в этом доме не признан аварийным! Да и вообще, на сегодняшний день в нашем городе нет ни одного балкона или лоджии в аварийном состоянии. Дело в том, что заключение о таком состоянии может дать только сертифицированный эксперт. В ПЖКХ и других обслуживающих организациях города такие специалисты не работают. Как признает руководитель отдела обслуживания жилых домов ПЖКХ Артур Смагарс, услуги сертифицированного эксперта обойдутся примерно в половину стоимости ремонта балкона, поэтому ПЖКХ и не прибегает к их услугам.


Однако именно наличие такого акта позволяет обслуживающей организации принудительно произвести ремонт и выставить счет собственнику. Но такой сценарий развития событий у нас в городе не практикуется. ПЖКХ следует методу «не мытьем, так катаньем» и пытается уговаривать жителей делать ремонты.


Как рассказывает строительный инженер ПЖКХ Вадим Кодач, иногда собственники все же соглашаются произвести ремонт балкона. Правда, практически никогда не просят в этом помощи обслуживающей организации – справляются своими силами. «В таких случаях мы всегда проверяем качество выполненных работ. Как правило, всё бывает сделано хорошо и нареканий не вызывает», – говорит стройинженер ПЖКХ.


На его памяти лишь один недавний случай принудительного капремонта, который произвела обслуживающая организация, а заплатили за это жители. Дело было в доме на ул. Имантас, 2. Здесь констатировали провалы фундамента, это нужно было срочно устранять. Стоимость работ составила около 26 тыс. евро. Сумму разбили на 5 лет, и теперь жители, которые не были согласны на ремонт, ее выплачивают. Такие права у обслуживающей организации есть, пока жители не установят права собственности своим домом и не заключат договор нового образца с ПЖКХ или другой аналогичной организацией. А вот если они это сделают, то уже только сами будут нести ответственность за состояние дома и безопасность нахождения в нем или в непосредственной от него близости.


Данный случай с провалами фундамента говорит о том, что в ситуациях, когда состояние конструкций дома действительно очень плохое, ПЖКХ все же берет инициативу в свои руки и ликвидирует угрозу обвала даже вопреки воле жителей. Тем не менее очевидно, что балконы в наших многоэтажках массово не признаются аварийными не потому, что они в удовлетворительном состоянии, а потому, что просто дорого нанимать эксперта, который их плачевное состояние подтвердит документально.


Проще всего ПЖКХ работается с муниципальными квартирами. Если нужен ремонт балконов в этих собственностях, обслуживающая организация согласовывает его с хозяином квартиры – Думой – и выполняет работы. Они оплачиваются из средств городского бюджета, ведь за проживание в муниципальных квартирах люди платят символическую сумму – 1 евроцент за 1 м2. Этих денег на капремонты не хватает, так что они выделяются из городского бюджета. А вот у собственников приватизированных квартир никто не спрашивает, хватает ли им денег на поддержание в порядке своей собственности. И зачастую они рассуждают с совершенно немыслимым цинизмом: «Если мой балкон и рухнет, то не на меня. Главное, чтобы тот, что сверху, не обвалился…» И не предпринимают ничего. Что ж, пока не рухнула крыша «Максимы», в сфере контроля строительства тоже на многое закрывали глаза. Неужели и нам нужна трагедия как стимул к действиям?