Право женщин на аборты хотят ограничить1

Право женщин на аборты хотят ограничить
В Сейме продолжаются споры о поправках к Закону «О сексуальном и репродуктивном здоровье». Авторы этих поправок выступают за то, чтобы повысить минимально допустимый возраст донора половых клеток с 18 до 25 лет, а также существенно изменить процедуру, предшествующую аборту.

Тем самым право женщин на аборт может быть ограниченно. Поправки, за которые ратуют, подразумевают, что перед тем как сделать аборт, женщина, а также ее родители должны будут проконсультироваться со специалистами, в числе которых врачи, соцработники, психологи, юристы. Вероятно, все они должны от аборта отговаривать.


Кроме того, предлагается называть матерями женщин, находящихся даже на минимальном сроке беременности. С такими установками соглашаются не все – защитники прав женщин утверждают: поправки направлены на то, чтобы сделать женщину машиной для рождения детей, в результате она не будет иметь права на самостоятельное решение. Поправки к закону подписаны министром здравоохранения Гунтисом Белевичем, а также депутатами Имантом Парадниексом и др. Парадниекс – выпускник Рижской медицинской школы №4, поясняет: главная установка – сделать все, чтобы катастрофические показатели количества абортов хоть немного снизились.


Статистика и правда впечатляет. В нашей небольшой стране по просьбе женщин и медицинским показаниям ежегодно делаются тысячи абортов. В Даугавпилсе речь идет о сотнях (статья в газете «СейЧас» «Даугавпилс: 767 абортов в год», 2013).


Примечательно, что недавнее исследование студентов ЛУ показало: знания женщин о контрацепции не зависят от их возраста, уровня образования, числа беременностей и рожденных детей. Что общество ошибается по поводу того, какие именно женщины избавляются от нежелательной беременности.


Участницами опроса стали 700 женщин, которые прерывали беременность в 40 медицинских учреждениях Латвии с ноября 2012 года по март 2013-го. Их средний возраст – 29 лет. У 80% отношения с партнером стабильные. Женщины, проживающие в гражданском браке, прерывали беременность чаще – в 39% случаев, тогда как официально замужние – в 31%. Работают – 55%. Лишь у 10% тех, кто сделал аборт, доходы были ниже 200 латов в месяц. Тем не менее в 43% случаях женщины признавались, что решились на аборт из-за тяжелого финансового положения, причины связывались также с учебой или работой. 25% женщин могли не пойти на аборт, если бы имели материальную поддержку.


По результатам исследования агентства SKDS «Семья – идеал и реальность» (2014), 5% жителей Латвии полностью одобряют аборты, подобного мнения придерживаются еще 25,3% респондентов; 5,1% опрошенных не видят в абортах ничего предосудительного. В свою очередь категорически против абортов 19,7%, а 24,3% считают, что аборты скорее неприемлемыми. 24,3% не могли сформировать мнение по данному вопросу. Вот такой неоднозначный расклад.


С прерыванием беременности связаны противоречивые чувства как на уровне одного человека, так и на уровне всего общества. Потому что право плода на жизнь и право женщины на самоопределение неизбежно вступают в противоречие друг с другом. Есть мнение, что на вопрос, когда начинается законная защита плода и какая она должна быть, ответить нельзя ни на основании религиозных убеждений, ни на основании научных трактатов о природе. В обществе, основанном на плюрализме, у каждого существует право иметь этические и моральные принципы, а также религию. Право решения в вопросе аборта тесно соприкасается с правом женщины на самоопределение, потому что право принимать решение о своем теле и оплодотворении – одно из основных прав человека, утвержденное в ряде международных соглашений.


Так, ООН на Международной конференции народонаселения и развития (1994) утвердила, что «репродуктивные права – это права человека, отображенные в законах государства, в международных документах по правам человека, эти права также базируются на праве каждой отдельной личности и пары свободно и ответственно решать количество своих наследников и время их рождения».


Но проблемы, связанные с прерыванием беременности, можно уменьшить только с помощью предложения населению находящихся на хорошем уровне услуг в области планирования семьи. Повышение рождаемости – это, конечно, хорошо. Да только одними строгими нововведениями проблему не решить. Латвия должна стать страной, привлекательной для проживания и рождения детей. А то ведь как получается – молодые, умные и перспективные латвийцы все больше привозят на родину младенцев крестить, чем растить. Покрестили – и обратно, где есть работа и лучшие условия жизни. То есть государственная цель не может сводиться исключительно к бюрократической регистрации повышения рождаемости. Не получится уже как у Райкина: «Родил – на том спасибо!» Чтобы ребенок вырос образованным и желательно здоровым гражданином общества, придется государственно потратиться – не вырастить полноценного гражданина на грошовое ежемесячное пособие.


В Латвии тему абортов эксплуатируют те, кто воспринимает государство неким институтом, который-де знает, как лучше для всех и каждого в отдельности, который возложил на себя ответственность за нравственный облик общества. В реальности же выходит диссонанс – будущие матери не верят чиновничьим посулам. Выращивание налогоплательщиков – дело для страны полезное, но только уж больно затратное и хлопотное. Да и не хочется родителям видеть в своих чадах лишь будущих налогоплательщиков и содержателей правительства, в ином случае можно было бы безостановочный конвейер организовать с привлечением витаминов роста.