«Ты спрашиваешь, почему я не крал?!!»69

«Ты спрашиваешь, почему я не крал?!!»
И опять вылезла на ленте знакомая подборка:  посмотрите, как хорошо жили при советской Латвии – не то, что при сегодняшней независимости. Понятно, что «независимость» у нас подразумевается в кавычках; заказчик тоже понятен – непонятно другое. Непонятно, когда под лайками и перепостами видишь людей, у которых благополучия, личной свободы и реализованных возможностей хватило бы на двадцать советских семей.

А вот свидетельствует молодой землячок из Англии:  да, в Советском Союзе жили гораздо лучше, и он об этом  хорошо знает.  Повторяю:  он знает – но даже не это самое удивительное. А удивительно то, что простой даугавпилсский юноша работает специалистом в неплохой фирме, а для разгрузки дважды в году по миру оттягивается:  Испания приелась, решил вот с друзьями Индию посмотреть. 

 

Поправлюсь:  ему-то самому не удивительно – это я никак не могу привыкнуть к подобной  обыденности;  и ведь хрен объяснишь пареньку,  что была бы ему та Испания раз в неделю по ящику, а поездка в социалистическую Болгарию стала бы событием жизненного масштаба:  сначала за путевку десять лет профкому кланяться,  зато потом до старости хвастайся:  за границей(!) побывал, и каких чудес там насмотрелся - в общем, жизнь удалась, товарищи.  

 

Но даже такое  болгарско-румынское счастье тебе, дурачок, по возрасту не светило – только в период заслуженной зрелости,  да при заработанном у власти доверии, да при безупречной анкете, да при наличии детей в качестве заложников – а вдруг ты сбежать надумаешь.

 

И ведь сколько уже сказано на эту тему – и про тридцать «разрешенных» долларов, и про коллективные прогулки под надзором стукачей, и про иные прелести подлинной, а не мнимой «независимости»...

 

...Испания ему, бл***ь, приелась!!!


***

 

Подобное «оватнение» мозга случалось и раньше. К примеру, в 70-е годы один знакомый сильно тосковал по сталинской эпохе и договорился до того, что хорошо, дескать,  было тогдашним лагерным зэкам: работа на свежем воздухе и чистая экология. Этот человек принадлежал к той самой породе блаженных идиотиков, которые сегодня приседают от страха перед «натовской оккупацией» Латвии и верят, что северокорейские реалии на самом деле америкосы придумали.  А еще уличил меня паренек из той же категории «знающих»:  что значит «бедно жили» - бензин-то, оказывается, стоил 19 копеек за литр!  Хорошо, значит, жили - катайся не хочу!

 

И вот, прежде, чем сесть и покатиться, давай-ка, юный автовладелец, арифметику вспомним.  В те времена, когда автомобиль «Жигули» стоил пять с половиной тысяч рублей, средняя зарплата по стране была 150 рублей. Но это, повторяю, средняя зарплата.  Врачи и учителя получали около 120 рублей.  Такой же была начальная ставка инженера-конструктора или инженера-технолога. За счет премиальных – до 140, но не всегда. Медсестра – 90.

 

А теперь представь себя простым советским врачом (повторяю: не бомжом, не студентом, а врачом или университетским преподавателем!) и прикинь, за сколько лет соберешь на скромнейший «жигуль-копейку». Это при условии, что не будешь все эти годы ни есть, ни пить, ни даже трусы изнашивать - иначе понадобится несколько жизней. А на годы голодания наложи пять лет ожидания в очереди за машиной.

 

Если же ты работаешь не в школе или больнице, а на заводе-фабрике, да если при этом близок-приятен руководству, то есть шанс купить без пятилетней очереди. Время от времени государство выделяло на коллектив парочку автомобилей;  без драки, разумеется, не обходилось, но если  победил – вынимай из кармана свою четырехлетнюю зарплату и  катайся по цене 19 копеек за литр. Но!

 

Но на этом советская арифметика не заканчивается.  Пять с половиной тысяч – это при пятилетней очереди, либо по счастливому случаю.  А - если без очереди?

 

А, если без очереди, то «официальные» пять с половиной тысяч сразу возрастают в полтора-два раза – в зависимости от региона.  И многие-многие советские автовладельцы платили за свое детище вовсе не ту сумму,  на которую сегодня ссылаются телевизионные «воспоминатели» о советской жизни. И не фиг впаривать наивным потомкам  про «волгу» за девять-двести,  потому что за эту самую «волгу» платили до двадцати пяти тысяч.  

 

...Примерно двадцатилетнюю учительскую зарплату...

 

***

 

Для многих семей наличие автомобиля было венцом и смыслом существования.  «У него есть машина» - говорили о человеке во времена моей юности.  В зависимости от контекста, это произносилось либо с завистью, либо с уважением, либо с издевкой – «ловкий ворюга!»

 

Таки это был один из советских парадоксов: статистика официальных зарплат и количество автомобилей плохо согласовывались друг с другом - чуть не во всяком пятиэтажном доме жили две-три счастливые автовладельческие семьи.  В чем же дело?

 

Для начала исключим космонавтов, знаменитых спортсменов, уникальных  специалистов-секретчиков,  зарубежных командированных, людей «гонорарных» профессий – адвокатов, придворных художников, композиторов и прочих подобных.  Это только кажется, что их много;  на самом деле это тончайший слой на глыбе простого «стопятидесятирублевого» советского народа. Который тоже ухитрялся покупать машины. За какие деньги?

 

Знаменитый афоризм Жванецкого «что охраняем – то имеем» - это даже не преувеличение.  Помню, как в нашей «комсомольско-молодежной бригаде» кто-то рассказал, что у проклятых капиталистов увольняют с работы за прихваченную для дома банку краски;  это вызвало приступ веселья и недоверия - наши взрослые шефы давно оснастили собственные дачные участки водяными баками из титана, а их семьи жили за счет подобных заказов от прочих дачников.

 

Если кто-то не понял, перечитайте последнее предложение еще раз:  речь идет о дорогом стратегическом материале для изготовления авиационных и корабельных турбин.  И еще. Речь идет о режимном заводе с колючей проволокой,  вооруженной охраной,  собаками по периметру, системой внутренних пропусков и общим контролем  по принципу «мышь не проскочит».

 

...А что же творилось на «цивильных» базах и предприятиях!

 

Для многих моих современников тоска по мудрому брежневскому руководству укладывается в ностальгическую фразу: «Сами воровали и нам не мешали». Но горе было тому советскому человеку, который либо по глупости, либо из нравственных предрассудков не сумел прочитать этот намек со стороны власти и не научился хорошо жить на 120 и даже на 90 рублей! 


***

 

Помните чеховского дядю Ваню?  Когда он упрекает профессора Серебрякова: мы с Соней целыми днями вкалываем ради твоей сытной петербургской жизни, а ты за все эти годы даже не догадался повысить нам зарплату!

 

И как реагирует на упрек вальяжный хозяин имения? А он удивлен наивностью своего управляющего:  ты же мог сам взять сколько тебе надо!  То есть: деньги на руках, деньги неучтенные, даже хозяин не против, если не наглеть, конечно - что же тебе мешало? И вот именно в этом месте спокойное течение пьесы взрывается раненным криком честного человека:

 

- То есть: ты спрашиваешь, почему я не крал?  Ты спрашиваешь, почему я не крал?!!


***

 

...О «дядях ванях» советского общества – как-нибудь в следующий раз.