«Деньги не самое главное, но они дают человеку возможности…»10

 

«Деньги не самое главное, но они дают человеку возможности…»
Разговорилась недавно с одной юной и очень симпатичной особой. Девушку зовут Вика. Виктория, значит. Ей восемнадцать. Родилась в Прейли, потом жила и училась в Науенской волости, а теперь ее одноклассники по гимназии – сплошные немцы. Как это все случилось?..

 

«Я уехала с родителями и младшей сестрой в Германию, когда мне было 14 лет, т. е. в 2013 году. До этого училась в основной латышской школе Даугавпилсского края. Было много подружек, друзей. На тот момент детского восприятия меня, в общем-то, все устраивало. Ходишь в школу, какие-то радости. Пора, когда о своем будущем не задумываешься... К счастью, о нем задумалась моя мама. Она работала социальным педагогом в детдоме, зарплата 400 латов, – рассказывает Вика. – А у отца работы периодически не было – работа, как и у многих, зависела от сезона.

 

Переезд нашей семьи именно в Германию связывался с тем, что мама знала немецкий язык, имела неплохое представления об этой стране, немецком менталитете, что впоследствии облегчало общение при устройстве на работу.

 

Мы поселились в небольшом городе с населением около 90 тысяч человек. Привыкать к новой жизни для меня оказалось непросто. Особенно первые полгода – был языковой барьер. Сначала я пошла в обычную школу, усиленно учила немецкий. Одновременно поняла, что и мой английский после сельской школы оставлял желать лучшего. В итоге почти никакой коммуникации с одноклассниками. Первое время я была страшно стеснительной. Боялась не понять вопрос, или ответить невпопад. Постепенно адаптировалась. В школе все ученики для меня были иностранцами, впрочем, как и я для них: албанцы, болгары, сирийцы, афганцы… Такая сборная солянка. Возраст – от 13 до 16 лет.

 

Преподаватели обратили внимание на то, что я быстро схватываю немецкий язык – меня перевели в престижную немецкую гимназию, где уровень образования выше, потому что выше требования, в том числе, к выполнению домашних заданий. Образование на более качественном уровне.

 

Сейчас в нашем классе 26 человек. Помимо меня и ученика из Польши все немцы. Учиться надо хорошо, на совесть, иначе вернут в обычную школу. Я понимала, что это в моих же интересах, поэтому старалась.

 

За полтора года значительно подтянула английский и стала на одном уровне с немецкими гимназистами по этому предмету. Немцы учат английский с 4-го класса.

 

Родители работали рабочими на фабрике, занимались упаковкой мясных продуктов. Зарплата вполне устраивала.

 

В Латвию я приезжаю каждое лето, у меня здесь много родственников. Встречаюсь с бывшими одноклассниками. Кто-то уже окончил среднюю школу в Даугавпилсе, кто-то удовлетворился основной. А мне еще год учиться в гимназии, так как первый год после переезда я изучала немецкий. Но в отношении возраста я наравне, так как пошла в школу с 6 лет.

 

Сегодня я свободно говорю на трех языках: русском, немецком, английском. Несколько отстаю в датском, но обязательно наверстаю. Латышский бывает нужен только в Латвии. Я гражданка Латвии, но через два года буду подавать на немецкое гражданство.

 

Жизнь в Германии позволила уйти от денежных проблем. Я повзрослела, и мне нужны свои, пусть небольшие средства. У родителей на свои расходы денег не прошу. Подрабатываю в свободное от учебы время в датском кафе. Оплата почасовая. Работаю в пятницу вечером и в субботу. Воскресенье оставляю на подготовку к школе. Смена 5 часов, оплата – 9.50 евро в час. Получается 47 евро за смену. Обязаловки работать каждую неделю нет, мне, например, хватает 200-300 евро в месяц, смотря сколько часов работаешь. Знаю, что школьники в городах Латвии выстраиваются в очередь, чтобы получить работу на лето. Моя двоюродная сестра в Прейли этим летом работала по 8 час в день две недели. Получила около 200 евро. Я работаю 4 дня по 5 часов и получаю почти 200 евро.

 

Немцы очень дружелюбный и приветливый народ, за спиной никто человека обсуждать не будет. В магазинах продавцы пожелают тебе хорошего дня, улыбнутся. В Латвии такое не практикуется. Оно и понятно – у людей очень маленькие зарплаты, за которые надо выкладываться, у многих кредиты, тут не до улыбок.

 

В Германии у меня несколько каникул: весной, осенью, зимой – по 2 недели, а летом – только 6 недель. В каникулы дома никогда не сижу. Путешествуем или с семьей, или с классом. Сейчас с классом поедем в Ирландию. А в прошлом году катались в австрийских Альпах на лыжах. Живя в Латвии, я, конечно, не могла бы позволить себе такие поездки.

 

Мой конкретный план на будущее: получить высшее образование, и только потом выходить замуж, обзаводиться детьми. Бывая на родине, вижу, как устроились мои бывшие одноклассницы. У кого-то уже дети, кто-то дохаживает беременность. Некоторые девчонки полностью зависят от своих мужей, которые по своему достатку вряд ли смогут нормально обеспечить семью. Кто-то надеется на помощь родителей, государства и самоуправления. Люди окончили девять классов латышской школы, и на этом остановились.

 

В конце июня покупала крупные ромашки на базарчике в микрорайоне Новостроение, так две бабули чуть не подрались, предлагая наперебой цветы.

 

Еще раздражает, когда не успеешь войти в магазин одежды, и к тебе уже обращаются: «Что вы хотели?». Во Фленсбурге, где я сейчас живу, предусмотрены два цвета покупательских корзин – синие и красные. Синюю покупатели берут, если нужна помощь продавца, а красные, если вы в этом не нуждаетесь. Вопрос решается просто.

 

Исполнительной властью города Фленсбург является Городская администрация. Ее глава – обер-бургомистр, – примечательно, что он избирается всенародным голосованием сроком на 5 лет.

 

Для меня очень важно быть независимой в средствах, важна карьера. Хочу стать архитектором. Первый год после школы буду получать образование в экономической сфере, потом поступлю на архитектурный, такое образование позволит открыть собственную фирму. А мой друг, немец, решил стать экономистом. Он тоже эмигрант, только из России, переехал в Германию с родителями из Саратова.

 

Приметила, что немецкие фрау очень просто одеваются. Прически тоже самые простые: хвостик или короткая стрижка. Платье почти не носят. Обувь спортивная, или туфли по типу мужских. Если женщина так одета, то с первого взгляда от мужчины не отличишь. А вот молодежь старается выглядеть стильно.

 

С тех пор, как мы поселились в Германии, прошло шесть лет, конечно, произошли какие-то перемены. Родители взяли в кредит хороший дом, у нас машина 2018 года выпуска. Да, надо будет выплачивать, но когда есть нормальная работа, это не так страшно. Со временем и я подключусь.

 

Мама стала занимать руководящую должность на фабрике. А отец работает на датскую фирму, зарплатой доволен – 4,5 тыс. евро в месяц.

 

Сестра, которая младше меня на шесть лет, ходит в немецкую школу. Так что все устроены и жизнь продолжается.

 

«Деньги не самое главное, но они дают человеку возможности…»

 

Несмотря на высказанную мною некоторую критику в адрес латвийской действительности, на то, что я, как и мои родители, решила обосноваться в Германии, я нежно люблю Латвию как свою родину. У меня здесь живет лучшая подруга Алина. Люблю бывать на хуторе у своего деда, особенно когда хорошая погода.

 

Латгальские пейзажи очень красивы. Мне с детства знаком сельский труд. Интересно встретить старых знакомых, обменяться какими-то впечатлениями. В Германии мы от всего этого оторваны. Конечно, и здесь есть общение, но все-таки оно другое. Алина приезжала ко мне в гости, и ей в Германии тоже понравилось. Особенно то, что зарплаты намного больше, а цены такие, же как в Латвии.

 

Да, деньги не самое главное, но они дают человеку возможности, в том числе лучше рассмотреть этот большой мир, расширить свой кругозор. Для меня деньги – это, прежде всего, средство, они должны служить, а инвестировать лучше всего в знания», – заключила Виктория, уроженка Латгалии, настроенная на преодоление трудностей во имя светлого будущего. Похоже, что такое победоносное имя ей дано не случайно.