На грани веков: особенности сельского хозяйства староверов Латгале

На грани веков: особенности сельского хозяйства староверов Латгале
В прошлом году небольшим тиражом, но при хорошем оформлении вышла книга «Латгальские староверы. Историко-этнографические очерки разных лет». Автор  Антонина Александровна Заварина (1928-2015). Сборник, изданный Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной, несомненно заслуживает внимания всех, кто интересуется данной темой.

Антонина Заварина – признанный и авторитетный исследователь истории русского старообрядческого населения Латгалии, автор единственной на данный момент книги о материальной культуре латгальских староверов. Помимо трех разделов, ставшей уже библиографической редкостью монографии А.А. Завариной «Русское население Восточной Латвии во второй половине XIX – начале XX века (Рига, 1986 г.), в сборник вошли статьи, подготовленные автором в 90-е годы XX века.

 

На грани веков: особенности сельского хозяйства староверов Латгале
Антонина Заварина

 

«Ценность публикаций Антонины Александровны определяется в первую очередь тем, что основой их является обширная и серьезная документальная база. Проведены годы за изучением архивов не только в Латвии, но и в Москве, Ленинграде, в Литве, Беларуси и Эстонии, –отмечает доктор исторических наук Линда Думпе. – Второй важный круг источников – этнографические полевые материалы. А. А. Заварина в течение многих лет совершала регулярные поездки по Латгалии, посетила все основные места поселений старообрядцев. Составленные по исследовательской программе полевые записи – воспоминания старожилов, описание их быта и традиций – хранятся в архиве Отдела этнографии и этнологии Института истории Латвии, и эти данные представляют особую ценность для будущих поколений исследователей».

 

В главе «Сельское хозяйство русских крестьян Латгале» Заварина так описывает некоторые способы подготовки земли под посев яровых культур:

 

«Способы подготовки земли под посев яровых культур, также как и задел посевов, существовавшие в прошлом у русских крестьян Латгале, были сходными с таковыми не только у основной массы псковичей, но и у соседей – белорусов, латышей Латвии и некоторых других народов, что объяснялось идентичностью условий, в которых складывались основные приемы обработки земли у названных этносов.


Подготовка земли для посева предусматривала и ее удобрение. Но при трехпольной системе земледелия удобрялась не вся пашня, а лишь та ее часть, которая предназначалась под посев озимой ржи. Таким образом, каждое поле удобрялось один раз в три года.Почти до конца XIX века основная масса русских крестьян Латгале из-за бедности никаких удобрений, кроме навоза, не употребляла. Более того, большинство из них вследствие малого количества скота в хозяйствах испытывала острый в нем недостаток. Для удобрения земли в пределах минимальной нормы на одну десятину земли должно было приходиться не менее трех голов крупного рогатого скота, средней и максимальной нормы – 4 и 5 голов соответственно. Но в русской деревне Латгале, как в первой, так и во второй половине XIX века, крестьянских хозяйств с таким количеством скота было немного. Поэтому у большинства крестьян земля получала удобрений значительно ниже минимальной нормы, что естественно, сказывалось на урожайности.

 

На грани веков: особенности сельского хозяйства староверов Латгале


О количестве удобрений, вносившихся крестьянами на их пашни в первой половине XIX века, дают представления инвентари имений. Как правило, крестьянскую норму удобрений составляли 40 возов навоза "по 15 пудов каждый" на одну десятину земли, что было в три-четыре раза меньше, чем его вывозилось на помещичьи поля. На одну десятину земли в имениях приходилось по 125-150 тучного навоза. Не изменилось положение в этом отношении и во второй половине XIX века, так как поголовье скота у основной массы крестьян не возрастало. В Латгале количество навоза, вывозившегося на одну десятину крестьянской земли, было в два раза меньше, чем в Курземе и Видземе.


Крестьяне Латгале, как и Псковщины, и многих других районов России, навоз в поле вывозили во время Петровского поста толокою, так как это была трудоемкая работа, а главное – ее надо было провести в сжатые сроки. Для толоки объединялись несколько хозяйств с лошадьми. Приглашались в первую очередь родственники, соседи. Участники толоки должны были вывезти навоз со двора в поле, где его сгружали сначала в небольшие кучи, а затем равномерно разбрасывали по полю для запашки. Обязанности толочан были четко разграничены по полу и возрасту.

 

У русских, как и у других народов, толока сопровождалась целым рядом обрядов, которые внешне носили увеселительный характер, а по сути своей восходили к магическим приемам, с помощью которых в древности люди пытались обеспечить плодородие нивы. Среди них следует назвать широко распространенный у русских Латгале обычай обливания участников толоки, в том числе хозяина и хозяйки, водой. Не ограничиваясь этим, толочане часто затаскивали друг друга в пруд, реку или озеро. В настоящее время смысла обливания водой информаторы уже не знают. Большинство из них в этом обычае видят лишь игровой момент. Но несомненно, что данный обряд – сохранившийся элемент имитативной магии, с помощью которой пытались вызвать дождь, необходимый для хорошего роста хлеба. <...>


У части населения Латгале (в том числе Режицкого и Двинского уездов) обычай обливания водой в толоку связывался не с аграрной, а с животноводческой магией. Обливание водой, также как и обмазывание друг друга овсяным киселем, в толоку содействовало, по их мнению, увеличению удоев молока. Именно такое толкование обычая обливаться водой и обмазываться киселем, было зафиксировано нами в русских деревнях Псковской губернии, а также в Чайкинской волости Витебской губернии. Подобным же образом трактуемый обычай обливания водой существовал в прошлом и у латышей Латгале. Прибегали толочане и к другим магическим приемам, связанным с заботой об урожае, но они были рано забыты русскими крестьянами Латгале», – пишет Заварина.

 

Сборник «Латгальские староверы» содержит значительный объем информации о формировании русского старожильческого населения Латгале, применявшихся в прошлом сельскохозяйственных орудиях, срубном жилище, когда строительным материалом служила ель и сосна, традиционной одежде старообрядцев и много другом.

 

Представленную книгу еще недавно можно было приобрести в даугавпилсском Новостроенском храме Воскресения, Рождества Богородицы и Св. Николы.