Почтальон – свой человек на селе

Почтальон – свой человек на селе
Лариса Чиканова, начальник Науенского почтового отделения. Сегодняшняя почта не только оказывает разнообразные почтовые услуги, но и торгует товарами первой необходимости, которые могут доставляться на дом по запросам сельчан.

 

Сегодня мы хотим поговорить о том, легко ли жить сельскому почтальону, с каким нетерпением ждут разносчика печатных и письменных вестей старики, доживающие свой век на отдаленных от волостного центра латгальских хуторах.

 

О сельских почтальонах пишут редко, между тем значение этих тружеников проселочных дорог трудно переоценить. Надо сказать, что в некоторых волостях почтовых отделений вообще не осталось по причине их нещадной оптимизации. 

 

Раньше почта, как и магазин, воспринималась социальным центром общения, здесь люди делились друг с другом нехитрыми новостями. Но потом наступило другое время. 

 

Latvijas Pasts считает, что она не должна заниматься социальными функциями там, где это экономически невыгодно. А какая может быть выгода, когда сельское население только и делает, что неумолимо сокращается. Есть края, где до волостного центра надо добираться десятки километров на автобусе, который ходит всего один раз в день. Бывает, что людей выручают школьные автобусы, но они не могут использоваться в качестве такси по звонку, тогда как личным транспортом обзавелись далеко не все. 

 

Лариса Чиканова руководит почтовым отделением в поселке Науене (Науенская волость Даугавпилсского края) уже 5 лет. Сначала работала в поселке Лоцики, но в связи с утратой здешнего почтового отделения (2009) перешла начальником почты в Науене. Сегодня под ее началом три почтальона: Светлана Яковлева, Ольга Степанова и Елена Фомина. Светлана и Ольга приезжают на работу из Бикерниекской волости, а Елена из Малиновы. Почтовое отделение в Науене обслуживает участок от границы Краславы до поселка Шпоги, Ликсны и ДСР (Науенская, Бикерниекская и Малиновская волости). В общей сложности это более семи тысяч жителей. Каждый почтальон, доставляя почту, наматывает на своей машине более ста километров в день. Сегодня без личного автомобиля почтальоном в сельской местности не устроишься. Да, горючее и аренду машины оплачивает Latvijas Pasts, но что такое эта оплата при назначенной зарплате сельского почтальона в 80% от минималки?  По крайней мере в Науенском отделении дело обстоит так. На полную ставку здесь работает только один почтальон. Зарплата зависит от количества почтовых ящиков, плотности населения и обслуживаемой территории. При этом неважно, что почтальону на селе нынче приходится выполнять много дополнительных услуг, иногда невозможно отказаться помочь чисто по-человечески. 

 

«Почта – особая структура, – говорит Лариса. – Почтальон не только свои прямые обязанности выполняет по доставке почты, он еще и психолог, и продавец, а в некоторых случаях и помощник по хозяйству. Поэтому требования к человеку при приеме на работу особенные, он должен уметь выслушать, принять к сведению, а не просто безразлично опустить письмо в ящик и уехать. 

 

Сегодня сельская почта выполняет большой спектр электронных услуг, тут и банковские перечисления, переводы алиментов за границу, а также услуги мобильных операторов, прием посылок и многое другое. В месяц через нас проходит от 500 до 700 посылок. Сельчане выписывают много газет и журналов. Самые большие подписчики – пенсионеры. Молодежь получает информацию из Интернета, но молодежи в наших краях остается все меньше. В этом году ощутимо увеличилась подписка на газету "СейЧас", правда, в основном из-за подписчиков поселков Науене, Лоцики и Крауя, глубинка же по-прежнему больше "голосует" за "Латгалес лайкс". Наряду с этим выписываются и рижские печатные издания. 

 

Управление волостью гарантирует доступ к Интернету, однако не все наши жители им владеют, чтобы заплатить за электричество, заказать товар и т. д., поэтому эти услуги почтальон предоставляет на дому. Надо учитывать и то, что автобусы в глубинку ходят редко, да и билет стоит денег».

 

Светлана Яковлева в почтальонах три года. Говорит, что работа эта ответственная, в том числе в материальном плане, когда надо разносить пенсии по деревням. «Сегодня за пенсией на почту не приезжают. Пожилым людям удобнее получить ее на дому. Детям старики не доверяют, сидят за столом и ждут, когда я приеду, в окна мою машину высматривают. Пенсия – это и в городе своего рода событие, а уж в деревне тем более! При встрече с почтальоном люди стремятся о чем-то расспросить, пожилым очень не хватает общения. От снега дорожку к приезду расчистят, но ведь мне бывает некогда, надо успеть вовремя обслужить других. Попутно привожу хуторянам почтовый товар. Ведь сейчас почта напоминает маленький магазин, где можно купить предметы первой необходимости: моющие средства, свечи, ведра, карточки для мобильных телефонов, нитки для вязания, туалетную бумагу и прочее.

 

Все это мы захватываем с собой, откликаясь на просьбы. Так что машина почтальона походит на мини-автолавку. Зимой и осенью, когда дожди и слякоть, езда по нашим дорогам становится опасной, грейдер идет только по центральным дорогам, а чуть в сторону, так там по проселкам проехать трудно. Что делать – машину оставляешь и идешь пешком, мы же как спасатели – в любую погоду! Например, пришло заказное письмо, и его надо вручить под роспись. Лошадка бы везде провезла, да ведь теперь другое время. Или вот еще – машина сломалась, у нас же неновые. И тогда чини хоть ночью, но утром в 8:00 ты  как штык  обязана быть на месте. Рабочий день ненормирован, и, конечно, лучше не болеть…» – свидетельствует о личном почтовом опыте Светлана. В ее практике было много запоминающихся случаев, например, такой. Однажды принесла бабушке пенсию и увидела, что та совсем плоха. 

 

«Эта женщина из Науенской волости и раньше болела, а тут ей стало еще хуже. Сын с нею не живет и не интересуется, как там мать. Бывало, захожу в дом, а она сидит на табуреточке у дверей, ждет меня. Ну я сообщила родственникам, так, мол, и так, спасайте бабушку. Сейчас она у внучки живет, но ведь хорошо, что я подоспела вовремя», – приводила характерный пример почтальонша Светлана.

 

Почтальон – свой человек на селе
Сельский почтальон Ольга Степанова: на ее участке всего 1 км дорожного асфальта – остальное проселки. «Есть деревушки, в которых осталось по 2–3 дома, где живут люди...» – говорит она.

 

У ее соратницы  Ольги Степановой большой почтовый стаж. Родом Ольга из Илуксте, а замуж вышла в Лигинишках, где с советских времен до 1992 года действовало свое почтовое отделение. Ольга работала в Лигинишках сначала дояркой, а потом, когда колхоз «Комсомолец» в свете новых веяний приказал долго жить, – почтальоном. Вспомнила, как развозила почту на велосипеде, участок был 18 км, позднее его расширили до 32, и почта обзавелась лошадью по кличке Марта. Ольга выучилась запрягать ее в любое время года, хоть в телегу, хоть в сани. «Да что там учиться, я же деревенская, вся моя жизнь на селе!» – эмоционально замечает. После того как почту в Лигинишках закрыли, Ольга перешла на почтовую «передвижку», где и отслужила свою пятилетку. В Науене работает почтальоном с 2006 года.

 

Все науенские почтальоны утверждали, что коллектив у них хоть и небольшой, но дружный, отличающийся взаимовыручкой, без которой в череде почтовых будней никак.

 

Так же как и пенсии, на дом доставляются посылки. Правда, не бесплатно. Доставка одной посылки – 2,82 евро. «У меня на участке в основном пожилые люди, есть и долгожительница Вера Фельменович (Бикерникская волость) 1911 года рождения, получается, этой женщине сегодня 105 лет. Удивительно, но она еще бодра, сама себя обслуживает, да и за правнуками присматривает. На селе есть одинокие старики, которые заказывают привезти хлеба или сахара. Так и говорят: "Доченька, привези хлебушка…" А кто-то просит давление померить, купить лекарство в аптеке. Как откажешь? Бывает, что у бабушки по состоянию здоровья нет сил даже на то, чтобы ведро воды из колодца зачерпнуть. Я мотаюсь по 120 км в день, но бывают и большие по километражу участки. На моем-то – всего один километр дорожного асфальта, остальное – проселочные дороги. Есть деревушки, в которых осталось по 2–3 дома, где живут люди, но к ним надо еще добраться…» – рассказывала Ольга.

 

Когда газета «СейЧас» напомнила об автолавках, призванных развозить продукты в отдаленные местности, почтальоны ответили, что автолавка – это хорошо, но и дороговато тоже, судя по стоимости доставляемых товаров. Тогда как почтальоны лишнего цента себе не возьмут, да еще и по чеку отчитаются перед заказчиком за буханку привезенного хлеба.

 

И все-таки у сельских почтальонов замечалось приподнятое настроение: во-первых, все они любят свою работу, а во-вторых, совсем скоро Рождество и Новый год, а это значит, что во многих домах их будут встречать украшенные елки и огоньки скромных гирлянд. Сельчане уже начали отправлять поздравления с зимними праздниками и посылки, в том числе за границу. «Знаем, что в это время многие бабушки заканчивают вязать шерстяные носочки, чтобы отослать их своим внукам и правнукам. К счастью, эта традиция еще жива...» – говорит начальник Науенского почтового отделения и уточняет, что посылки и переводы в адрес жителей Науенской волости в основном идут из Польши, Великобритании, Ирландии, России и Беларуси. 

 

С наступающим Рождеством и Новым годом вас, дорогие труженики сельской почты!