Сеятель и пахарь Никодем Ранцанс

Сеятель и пахарь Никодем Ранцанс
Завершается проект «Значимые факты о Латгальском конгрессе», реализуемый при финансовой поддержке Государственного Фонда культурного капитала, и на этот раз журналист DAUTKOM TV Любовь Тран беседует с преподавателем кафедры истории церкви и религии теологического факультета Латвийского университета Андрисом Приеде о просветителе, священнике и педагоге Никодеме Ранцансе (1870–1933).

Никодем Ранцанс был одним из активных участников Латгальского конгресса, он возглавлял организационный комитет конгресса. Его имя часто ставят рядом с именами Франциса Трасунса и Франциса Кемпса. 

 

Никодем Ранцанс родился 13 сентября 1870 года в семье арендатора Винцента Ранцана в  Зальмуйжской волости Лудзенского уезда. В шесть лет мальчик потерял отца, и мать с двумя детьми переехала к родственникам в Миглиники. Во многом благодаря стараниям матери Никодем, окончив Лудзенскую уездную школу, продолжил образование в Псковском реальном училище. В 1890 году он добровольно идет на военную службу, учится в военном училище, за успехи в учебе был направлен во Францию, но военная карьера не пришлась ему по душе. В 1891 году Ранцанс поступил в Петербургскую духовную семинарию. 

 

– Посмотрев на то, какой уровень жизни и культуры у французского народа и какой – у латгальцев, вернувшись из Франции, Н. Ранцанс снимает свою красивую униформу, свои погоны, чтобы поступить в Петербургскую духовную семинарию. И что интересно, когда он поступил в семинарию и поработал несколько лет после ординации как священник в Краславе и Резекне, то принял решение вернуться в Петербург, чтобы продолжить учебу. Он учится в Петербургской духовной академии, чтобы получить степень магистра, чтобы получить еще больше знаний для помощи своим землякам, – рассказывает А. Приеде.

 

В Петербурге Ранцанс включился в общественную работу, создав вместе с Францисом Трасунсом, Казимиром Скриндой и другими земляками латгальское общество – Петербургское латышское музыкальное общество. Это было первое общество, объединившее латгальцев; оно организовывало концерты, собирало библиотеку, создало первый латгальский театр, который в 1907 году показывал свои спектакли в Резекне и Лудзе. В 1906 году Ранцанс некоторое время издавал газету Sākla («Семя»).  

 

– Именно в Петербурге Ранцанс создает также свой интернат для молодых людей. Он приобретает несколько квартир и за ничтожную сумму принимает молодых людей из Латгалии, чтобы они могли подготовиться к учебе в гимназии. Создает своего рода частную школу, где старшие обучают младших. Многие представители будущей латгальской интеллигенции, делая первые шаги в Петербурге, начинали с этого частного латгальского интерната Никодема Ранцанса. И когда Ранцанс вернется в Латгалию, Скринда переймет руководство интернатом, поскольку Петербург в тот момент являлся своеобразной кузницей образующейся латгальской интеллигенции: каждый молодой человек был на вес золота, чтобы создавать будущее ядро Латгалии, – продолжает рассказ преподаватель ЛУ.

 

В 1907 году Ранцанс возвращается в Латгалию, продолжая педагогическую работу, которой посвятил всю свою жизнь. Он написал и перевел более 40 книг, из них издана половина: учебники, художественная проза, труды по пчеловодству, огородничеству, животноводству, брошюры, направленные на борьбу с пьянством и популяризацию здорового образа жизни. Ранцанс был очень образованным человеком и знал девять иностранных языков: польский, русский, немецкий, английский, французский, итальянский, греческий, иврит и латынь.

 

В 1924 году за заслуги на благо церкви он получил титул монсеньора, а в 1927 году был награжден Орденом Трех Звезд.

 

В 1907 году священник основывает Резекненскую приходскую школу и добивается, чтобы в ней латышский язык преподавался как отдельный учебный предмет. В конце 1907 года Ранцанс получил разрешение на создание Резекненской торговой школы, она работала до 1918 года, а в 1920 году на ее базе была создана Резекненская государственная средняя школа. Благодаря усилиям Никодема Ранцанса, в 1912 году начала работу школа земледелия в Грейшкани (Резекненский край), давшая Латгалии первых образованных земледельцев. Примечательно, что вокруг многих школ он создавал цветники и закладывал сады, разводил пчел и ухаживал за всем этим вместе со своими учениками.

 

Вообще Ранцанса характеризуют не как человека, увлеченного абстрактными идеями, а как практика и знатока латгальской действительности, суровой и весьма далекой от идеала. Он понимал, как остро местным земледельцам не хватает знаний. Уже упоминалась созданная им школа в Грейшкани. Когда же он начал работать в Аглонской гимназии, то ввел 36-часовой курс по агрономии, включавший в себя основы скотоводства, пчеловодства, садоводства и обработки почвы. Вел курс специально приглашенный агроном. Ранцанс подчеркивал, что часы, отведенные на агрономию, очень важны, и наказывал тех, кто прогуливал эти занятия. 

 

В вопросах политики Ранцанс был склонен к компромиссам, проповедовал согласие, мир и сотрудничество. Безусловно, ему была близка идея объединения Латгалии с остальной Латвией. «Никодем Ранцанс и Францис Трасунс. Эти имена и сегодня часто звучат вместе. Это не случайно. Оба оставили след в истории Латгалии. Оба священники, оба получили образование в Петербурге, оба были в свое время деканами в Резекне, оба участвовали в работе первых латгальских общественных организаций, оба стояли рядом на Латгальском съезде 1917 года. Трасунс был на шесть лет старше Ранцанса, это были люди одного поколения.

 

Многое сходится, но есть и отличия: один принимал важные политические решения, громко спорил и не терпел возражений, был твердо уверен в правильности и необходимости своих решений и поступков, другой был воспитателем и учителем, человеком, склонным к компромиссам, воспринимал мнение каждого инакомыслящего с уважением. Трасунс – политик, стратег, смелый в своих решениях, Ранцанс – тише и спокойнее, сам и сеятель, сам и пахарь, сам и борец с сорняками», – отмечают современные исследователи. 

 

Умер Никодем Ранцанс 21 июля 1933 года в Резекне. В траурной процессии к кладбищу на ул. Миера участвовали около шести тысяч человек. В августе 2002 года у здания бывшего Учительского института (ныне Резекненская академия технологий) был установлен памятник Никодему Ранцансу (скульптор Инесе Эвалде).

 

– Нам стоит чаще класть цветы к этому памятнику. Вклад Никодема Ранцанса в консолидацию латгальской нации очень велик, – подчеркивает А. Приеде.

 

В Резекне, Краславе, Прейли есть улицы, носящие имя выдающегося просветителя и педагога.