«Хочу жить в маленьком крае». Вот только жить негде, дома - запущенные или дорогие

«Хочу жить в маленьком крае». Вот только жить негде, дома - запущенные или дорогие
Люди умирают, уезжают, переезжают — и края пустеют. Местные власти утверждают, что не хватает только рабочих мест, и призывают инвесторов вкладывать свои средства — и латвийцы вернутся в регионы, где есть вакансии. Однако будет ли у приезжих жилье? Журналисты программы «Запрещенный прием» выяснили: вовсе не обязательно. В первой части цикла «Хочу жить в маленьком крае» — рассказ о Латгалии.

В Варкавском крае 1968 жителей — за последние пять лет их стало меньше на 8%. По объявлением квартиры тут ни продают, ни сдают.

 

Есть только дома-близнецы, в реновацию которых необходимо вложить огромные средства. Анита Браковска, глава краевой думы, указала, что вопрос жилья — не главная местная проблема, и строительство новых домов для муниципалитета не актуально.

 

В распоряжении самого самоуправления — 24 квартиры. Большую часть арендуют учителя, а также сотрудницы почты и думы. Одну держат свободной на случай кризисной ситуации.

 

Можно сделать вывод, что глава думы не особенно верит, что кто-то со стороны приедет жить в Варкаве. Но если вдруг это случится, на территории края очень много пустых и брошенных домов, которые никто особенно не стремится продавать — и публиковать объявление.

 

Но и дома никому не нужны, если там нет земли, указала Браковска, и речь скорее идет не о развитии, но о удержании местного населения.

 

В Циблском крае не предлагают ни квартиры, ни дома.

 

Самоуправление же указывает, что пустые квартиры есть, но, поскольку нет спроса, никто их активно не продает, поскольку владельцы куда-то уехали.

 

Балтинавский край — самый маленький и в Латгалии, и в Латвии. За последние пять лет его население сократилось на 12%, но жить все равно негде. В объявлениях — только два дома: один дешевле, но с сухим туалетом, во втором — дровяное отопление, и, кажется, есть все для жизни, но цена — 22 тысячи евро.

 

На вопрос, где остальное жилье, глава местной думы Сармите Таборе ответила:

 

«Ну, на рынок не идет, да, поскольку у одной части — фактически, большей части — собственники умерли, и близких либо нет, или они, возможно, не могут сразу оформить права наследования, потому что это и денег стоит — а этих денег может не быть... И здания, как говорят, висят в воздухе».

 

В Ругайском крае свободных квартир нет, есть только дом с частичными удобствами — он стоит 15 тысяч евро.

 

Дайна Тутиня, исполнительный директор края, проблему признает. «Если речь о частном секторе, эта ситуация, насколько мы знаем, не блестящая, и, если есть что продавать, эта покупка достаточно дорогая.

 

Так, например, с трехкомнатной квартирой последняя сделка была 12 тысяч евро — с моей точки зрения, сравнительно высокая цена. Если речь о том, что самоуправление может предложить, то есть жилой фонд, и он ограничен».

 

Это единственное самоуправление, где журналистам серьезно указали: надо строить новые многоквартирные дома, чтобы край развивался.

 

«Я даже место, наверное, знаю, где мы могли бы этот дом строить, но, если это только за муниципальные средства, то все же нужна какая-то программа поддержки и от государства»,

 

— отметила Тутиня, добавив, что здание можно было бы возвести в центре Ругайи.

 

В Зилупском крае продают три квартиры, а также три дома. Самое серьезное предложение — трехкомнатная квартира со всеми удобствами, цена — 15 тысяч евро.

 

В Аглонском крае объявлений о продаже квартир нет, но есть — о домах, которые требуют, однако, вложений. Например, один стоит 12 тысяч евро, другой, где воду надо брать из колодца, — 15 тысяч евро.

 

Журналисты сделали вывод, что во всех латгальских краях, о которых собрана информация, продается только одна квартира со всеми удобствами.

 

Дома — запущенные или дорогие.

 

В данный момент в Латвии девять крупных городов — Риге, Даугавпилс, Лиепая, Резекне, Вентспилс, Юрмала, Екабпилс, Елгава и Валмиера, а также 110 краев. В 27 живет более 10 тысяч человек, крупнейшие — Огрский, Талсинский, Тукумсский и Резекненский, где около 30 тысяч жителей. В 42 краях — 5-10 тысяч человек, а в 41 — менее 5 тысяч человек. В некоторых, например, Алсунгском и Мерсрагском, нет и 2 тысяч. В Балтинаве — едва тысяча жителей.