Пациентов успокаивают, но им все равно страшно1

Пациентов успокаивают, но им все равно страшно
В Латгалии уже через месяц в рамках оптимизации работы «неотложки» в некоторых населенных пунктах ночных бригад Службы неотложной медицинской помощи (СНМП) больше не будет. На одну бригаду скорой в ночное время станет меньше в Резекне, а с 1 сентября – и в Даугавпилсе. 

СНМП просит пациентов не беспокоиться. Мол, для них ничего не изменится, «неотложка» по-прежнему будет скорой, а в случае надобности к пациенту приедет ближайшая ночная бригада. Но люди все равно волнуются. Уже привыкли к тому, что в нашем государстве любая реформа почему-то всегда ущемляет права простого большинства.

 

Зачем была нужна реформа?

 

По словам директора СНМП Лиене Ципуле, в Латвии на дневное время приходится 80 % от всех получаемых вызовов. В ночное время их поступает в 4 раза меньше (в среднем 240). В то же время система заработной платы, когда за ночные смены платится на 75 % больше, чем за дневные, располагает к тому, что медики предпочитают работать ночью, а не днем, когда вызовов больше и помощь скорой требуется чаще. В связи с этим до конца года планируется сделать из 18 круглосуточных бригад дневные. Эти изменения, во-первых, позволят легче укомплектовать персоналом дневные бригады, а во-вторых, планируется повысить зарплату сотрудников дневных бригад, которые станут заинтересованы работать в дневное время, когда вызовов особенно много. 

 

Предполагается, что латгальским жителям Рундане и Вараклян, которые останутся без ночных бригад скорой, в случае надобности помогут бригады из соседних городов. А в целом от планируемых изменений число вызовов ночью в перерасчете на каждую дежурную бригаду выше почти не станет. Как утверждает начальник СНМП, прогнозируется рост (на 0,2 %) проведенного на выездах времени. Мол, изменения организации работы скорой никак не отразятся на жителях. Диспетчер на специальной компьютерной программе видит все свободные бригады медиков, а в случае надобности – посылает ближайшую. В ситуации, когда местная бригада занята или отвозит пациента в больницу, на помощь тоже приедет ближайшая свободная. 

СНМП призывает жителей плодотворнее сотрудничать со своими семейными врачами. А в случае заболевания, если семейный врач понадобился в вечернее или ночное время, – звонить на консультативный телефон семейных врачей 66016001. По данным статистики, там, где хорошо работают семейные врачи, регистрируется меньше всего вызовов скорой. Уменьшение количества ночных бригад – не единственная реформа, которая произойдет в ближайшее время в скорой. На очереди, как мы уже рассказывали, – реализация пилотного проекта, когда за руль «неотложки», по опыту западных стран, сядут медики. Ожидаются также перемены в количестве разрешенных рабочих часов у самих медиков. Они уже существенно сокращены. А с января будущего года работать в бригаде скорой сотрудники смогут не более 8 часов, что потребует значительного увеличения штата. Откуда их собираются брать, если и сейчас во многих регионах с кадрами проблемы? Готова ли к этим переменам Латгалия? И чего от реформы ожидать пациентам и медикам? 

 

Чтобы узнать ответы на эти вопросы, корреспондент «СейЧас» встретилась с заместителем руководителя Латгальского регионального Центра неотложной помощи Астридой Иголниеце.

 

Время перемен 

 

– Врачи волнуются, что в результате реформы по оптимизации работы скорой пострадают пациенты из-за увеличения расстояния, которое вынуждены будут преодолевать машины «неотложки». Иногда, когда каждая минута на счету, самое незначительное промедление может иметь негативные последствия.

 

– Вся реформа разработана с учетом статистических данных. И расстояние до больницы тоже учитывалось. Например, в Дагде вызовов меньше, но до больницы ехать дольше. Или Зилупе и Карсава, в которых не так много вызовов, но это – единственные бригады на округу, и они сохраняются. 

 

– А скоро ли за руль усядутся медики? 

 

– В Риге такие бригады уже работают. Будут подобные в Елгаве,  Лиепае и одна бригада в Даугавпилсе – с 1 сентября. 

 

– Даугавпилс – единственный город в Латгалии, который согласился на реализацию этого проекта? Остальные отказались?

 

– У нас в отличие от других городов нет особых проблем с подходящими кадрами. Не усадишь же за руль скорой медиков-женщин в возрасте. В Резекне – всего два парня в скорой работают. А в Даугавпилсе парни есть.

 

– А сотрудников вообще хватает?

 

– Латгалия по сравнению с другими регионами в отношении кадров находится в очень хорошем положении. На сегодняшний день по всему региону не хватает 20 человек. В Даугавпилсе проблем с кадрами нет. Бывают они только зимой, в период эпидемий гриппа, ведь медики тоже болеют. 

 

– С чем связаны новые нормативы рабочего времени ваших сотрудников? Как они отразятся на зарплатах?

 

– Реформу по изменению рабочих часов для медиков изначально предполагалось осуществлять в течение трех лет. Но суд Сатверсме постановил, что уже с будущего года медикам разрешено работать, как всем остальным, только полную ставку. Раньше разрешались полторы ставки, хотя сверхурочных нам не платилось. 

 

Сейчас рабочее время уже снижено до максимальных 168 часов в месяц. С будущего года перерабатывать запрещено. А еще совсем недавно, для примера, мы работали до 240. Дополнительное время оплачивалось. 

 

– Но никто ведь не хочет получать зарплату меньше предыдущей. Когда полицейских перевели на 12-часовой рабочий день, наша Госполиция потеряла более 200 сотрудников. А кадры скорой не разбегутся?

 

– Надеемся, что нет. А в отношении новых сотрудников, которые нам понадобятся с января, мы рассчитываем, что нас, как всегда, выручат Даугавпилсский и Резекненский медицинские колледжи. Чтобы медики меньше почувствовали разницу в зарплате после нововведений, между бригадами будет перераспределено дежурство в ночное время. 

 

Приметы времени

 

– Скажите, а по вашим наблюдениям, народа в Латгалии стало меньше?

 

– Да, конечно. Демографическая яма, в которой оказалась Латгалия с 90-х годов прошлого века, никуда не делась. Здесь становится все меньше людей, меньше детей. Если сравнивать по количеству вызовов, то раньше по Даугавпилсу и району было столько же вызовов, сколько теперь по всей Латгалии.

 

– А специфика вызовов изменилась?

 

– Наверное, нет. Хотя теперь праздники проходят по-другому. Если раньше считалось, что праздник должен обязательно закончиться хорошей дракой, то сейчас все мероприятия проходят более цивилизованно, достаточно спокойно. 

 

– Люди изменились?

 

– Да. Очень. Люди раньше были намного более отзывчивыми. Если кому-то было плохо, выходили всем подъездом помогать. Помогали даже случайные прохожие совершенно не знакомым людям. Теперь помощи не допроситься. Когда требуется кого-то перенести, все чаще приходится слышать: «Это ваша работа. Вам за это платят – вот и трудитесь». 

 

– Плата за необоснованный вызов скорой постоянно повышается. С 40 евро уже планируют поднять ее до 56. Для жителей нашего региона – огромные деньги. Люди скорую вызывать не боятся?

 

– Плату за необоснованный вызов устанавливает Кабинет министров. Мы не берем плату с пациента, если диспетчер заранее об этом с пациентом не договорился. То есть плата – это не «сюрприз» для наших пациентов. Но наша служба – не семейный доктор. Мы не выписываем рецептов, не даем справок, консультаций, не занимаемся лечением. 

 

– А сказывается ли на вашей работе то обстоятельство, что в Даугавпилсской региональной больнице не хватает многих специалистов?

 

– Да. Если нужен офтальмолог или лор-врач в нерабочее время – всех пациентов везем в Ригу. Казалось бы, минутная процедура – соринка в глаз попала, но преодолевать из-за нее приходится сотни километров. А пациенту предстоит еще и домой возвращаться самостоятельно.  К неврологу тоже везем пациентов – в Резекне и Екабпилс. Из-за этого теряется много времени. Бригады по 8 часов находятся на выезде. Бывает, что за сутки одна бригада едет в Ригу два раза. Скорая преодолевает по 1000 километров. Медики от этого, конечно, очень устают. Пациенты от этого, думаю, тоже не в восторге. Но выбирать не приходится.