«СейЧас»: «Вечерняя звезда» Михаила Пришвина


 

Продолжение. Начало в газете «СейЧас» от 23.08.2018

 

Михаил Пришвин приехал в Ригу в 1893 году и до 1897 года учился на химическом факультете, а позднее – на сельскохозяйственном отделении Рижского политехнического института (РПИ)

Однако жизнь выходца из богатой семьи полнилась не только этими науками – в немалой степени его занимали популярные среди молодежи революционные идеи. Пришвин тайно переводил с немецкого труды германских социал-демократов, распространял немецкую социал-демократическую литературу. За этим противоправным занятием его и взяли с поличным. В связи с арестом (1897) диплом об окончании РПИ Пришвин так и не получил. Около года арестант провел в Митавской (Елгавской) семье, после чего был выслан в Елец (Липецкая область) под надзор полиции. Ввиду того что жить в городах Российской империи, где были вузы, Михаил Пришвин права не имел, после двухлетней ссылки он отправился доучиваться в Германию. Получив диплом агронома в Лейпциге (1902), вернулся в Россию и стал работать по специальности. Однако случай кардинально изменил его судьбу. Как-то, ожидая поезда на станции, он от скуки начал писать рассказ... Увлекло. Пришвин пристрастился к писательской деятельности. В 1906 году рассказ Пришвина впервые был опубликован. В последующем вышла его книга очерков о путешествиях по русскому Северу «В краю непуганых птиц» и др. Вчерашний агроном становился известным писателем, что, однако, не мешало ему заниматься сельскохозяйственной деятельностью на унаследованном от матери участке земли. В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После Октябрьской революции землю конфисковали, сын Михаила Пришвина погиб на фронте, сестра Лидия умерла от тифа, погибли и два его брата.

 

13 лет счастья

 

16 января 1940 года к Пришвину пришла миловидная брюнетка. Это была Валерия Дмитриевна Лебедева (Лиорко), для которой должность секретаря у почтенного, обласканного властью писателя казалась спасением от преследований и нищеты. Пришвин пояснил, что от своего секретаря он потребует особой деликатности, ведь работать нужно будет с очень личным – дневниками писателя. На протяжении долгих лет Пришвин писал обо всем и подробно. Опубликованные уже после смерти писателя дневники составили более восьми томов.

 

Парадокс состоял в том, что эти двое с первого взгляда не понравились друг другу. Симпатия, любовь явились потом. В книге «Мы с тобой. Дневники любви», объединившей разговоры и переписку с Валерией, встречаются такие фразы: «В моей жизни было две звезды – “звезда утренняя” (29 лет) и “звезда вечерняя” (67 лет), и между ними 36 лет ожидания». «После того как мы с тобой сошлись, я перестал думать о путешествии». «Она расточала дары своей любви больше, чем раньше, я по-прежнему, как баловень счастья, принимал эти дары». «Я с постели тихонько перебрался на пол, босыми ногами ушел в кухню и там сидел до утра на стуле, и встретил рассвет, и понял на рассвете, что Бог создал меня самым счастливым человеком и поручил мне прославить любовь на земле».

 

Надо сказать, что к моменту встречи с Валерией Пришвин уже давно жил с женой раздельно. Но как только Ефросинье Павловне стало известно о его связи с секретарем, начались скандалы. Михаил Михайлович прекрасно понимал, чего хочет его супруга, по какой причине она забрасывает жалобами Союз писателей и другие серьезные организации. После того Фросе была оставлена московская квартира, Смогалева угомонилась. И начались годы счастья с любимой Лялей. Валерия Дмитриевна и Михаил Михайлович прожили вместе последние 13 лет его жизни.

 

В 1946 году Пришвин купил дом в 50 км от Москвы, в деревне Дунино, на живописном берегу Москвы-реки. «По-моему, все зависит от вкуса, от начальной заправки. Я живал в Париже – все было. Но моя заправка, основное: люблю слушать ветер в трубе и оставаться тем, кто я есть. Я беру устроенное: лес, поле, озера. Лес, перо, собак», – запишет он в своем дневнике. Валерия Дмитриевна содержала дом, принимала гостей, работала над подготовкой к печати работ Михаила Михайловича, составила и откомментировала книги «Незабудки», «Сказка о правде». На Пришвина наверняка доносили. Есть предположение, что ходу доносам не давал сам Сталин. Известность получил такой биографический эпизод. Однажды на вопрос Сталина, не хочет ли уважаемый товарищ Пришвин написать что-нибудь о социалистическом строительстве в СССР, тот в ответ стал увлеченно рассказывать о птичках. «Ладно! – неожиданно согласился вождь. – Пишите уж про своих птичек…» Отмечают и то, что к чести Михаила Михайловича его подпись не стоит ни под одним коллективным «обличительным» письмом. Ссылаясь на то, что он стар и болен, Пришвин не бывал на показательных судах над писателями.

 

Каждый год – в день первой встречи с Лялей – Пришвин делал запись в дневнике. В конце 1953 года он записал: «День нашей встречи с Л. За нами осталось 13 лет нашего счастья». Пришвин скончался 16 января 1954 года. Валерия Дмитриевна пережила супруга на четверть века. Она стала автором нескольких книг о муже, с которым обрела глубокую духовную близость.

 

Валерия Дмитриевна завещала дом, в котором они были так счастливы, государству. Год спустя после ее смерти, в 1980-м, здесь был организован мемориальный дом-музей писателя – филиал Государственного литературного музея. Усадьба до сих пор хранит живую и теплую атмосферу, словно хозяева только что вышли, на минуту разминувшись с гостями…

 

«СейЧас»: «Вечерняя звезда» Михаила Пришвина


Напоминаем, что продолжается подписка на газету «СейЧас».

Только до 15 сентября – цена годовой подписки всего 15 евро!