В поисках крайнего20

В поисках крайнего
Выборы в 13-й Сейм закончились, но страсти вокруг результатов не утихают. Кто-то ликует, кто-то огорчается, кто-то ищет виноватых.

Хотя предвыборный ажиотаж утих, маленькие сенсации время от времени случаются. Одна из таких – якобы уход из политики лидера партии «Русский союз Латвии» Андрея Мамыкина.

 

Предыстория вопроса

 

За три дня до выборов в интернете был выложен ролик о том, что А. Мамыкин приобрел дом аж за 460 тысяч евро. Для рядового избирателя сумма почти в полмиллиона – за пределами воображения, да и само время вброса было подобрано идеально: выборы через два дня, разойтись информация успеет, а вот достойно отреагировать на нее у Мамыкина времени нет.

 

Позже выяснилось: дом стоит 290 тысяч, а не 460. Эти данные можно легко проверить в Земельной книге. Покупался он путем банковского кредита (230 тысяч, взят в августе 2015 года) под залог квартиры родителей А. Мамыкина и самого приобретаемого дома. На данный момент осталось выплатить банку 52 тысячи.

 

Теперь – несколько цифр. Оклад рядового евродепутата составляет 8213 евро до уплаты налогов. За участие в каждом заседании, а их около 15 в месяц, полагаются «командировочные» – еще 307 евро. Плюс покрывают расходы на офис, авиаперелеты, помощников и консультантов, но это уже из другой оперы.

 

То есть при таких доходах покупка недвижимости стоимостью 290 тыс. евро для депутата Европарламента (срок пребывания в ЕП – 5 лет) чем-то запредельным не является. Но атака против лидера РСЛ велась по всем правилам черного пиара (кстати, примерно то же творилось в Даугавпилсе во время муниципальных выборов, когда А. Элксниньш и его в то время союзник Р. Эйгим единым хором обвиняли оппонентов в воровстве, чуть ли не каннибализме и осквернении могил, причем – ни одно обвинение не подтвердилось).

 

Очевидно, под влиянием эмоций 7 октября на своей странице в Facebook Андрей Мамыкин заявил:

 

«Да, я ухожу из политики. Вторую очередь кампании очернения от мерзавца Ушакова и его прихвостней моя семья не переживет. Так что, все».

 

После выборов

 

Казалось бы, выборы состоялись, и кто там уходит из политики, а кто не уходит – уже никому не интересно. Ан нет, в интернете создана целая страница под заголовком «Мамыкин, уходи», а находящийся на содержании у «Согласия» даугавпилсский интернет-портал выдал ликующее сообщение: «Мамыкин из-за дома за 460 тысяч сообщил, что уходит из политики». При этом не постеснялись привести абсолютно хамский комментарий от экс-политика Александра Мирского.

 

Ну, с информацией о 460 тысячах разобрались. Она лжива и явно вброшена в разные массмедиа централизованно, причем кем-то очень заинтересованным. Андрей Мамыкин, похоже, в курсе, кто заказчик травли, и даже назвал его. Но вдруг он в чем-то ошибся?

 

Кому выгодно?

 

Подать в невыгодном свете РСЛ и его лидера выгодно многим. Например, организаторам «школьной реформы», которым активность этой партии по защите образования на родном языке для русских школьников – поперек горла. Но!

 

Как уже было правильно подмечено в газете «СейЧас» (публикация «Выборы. Первые итоги»): у латышского избирателя свои симпатии и антипатии, проблемы и приоритеты, свои партии для своего протестного голосования, и «Согласие» с РСЛ этот избиратель в упор не видит и видеть не хочет – «проблемы негров шерифа не волнуют». Наоборот, считающиеся «латышскими» партии центристского толка (тот же СЗК) время от времени отщипывают кусочки от русского электорального поля.

 

Так что вариант «заказухи» со стороны партий, ориентирующихся на латышского избирателя, отпадает. А вот со стороны прямых конкурентов, которым для РСЛ является «Согласие», – вполне.

 

Причина

 

В целом по Латвии за «Согласие» на этих выборах проголосовали 167 тысяч против 210 тысяч на прошлых, в 12-й Сейм. То есть – минус 43 тысячи голосов. В Даугавпилсе «Согласие» получило 12 254 голоса, а на прошлых выборах — 16 388 голосов. Минус 4 134 голоса. Можно, конечно, предположить, что часть голосов потеряно из-за массовой эмиграции и т. д., но: РСЛ по Латвии собрал 27 тысяч (против 14 тысяч на прошлых выборах, то есть плюс 13 тысяч), из них в Даугавпилсе — 5 696 голосов (на прошлых — 2 749, то есть плюс 2 947). Приросту голосов у РСЛ никакая эмиграция не помешала.

 

Тенденция налицо: несмотря на блокаду в массмедиа (что общелатвийские массмедиа на русском практически полностью контролируются «Согласием» – не секрет), число сторонников РСЛ растет, а «Согласия» – падает.

 

Одна из причин – на этих выборах в свой список «Согласие» внесло множество кандидатов из бывших националистических партий: бывший министр образования («Партия реформ» – «Единство» – «Согласие») Вячеслав Домбровкий, бывший министр сообщения («Единство» – «Согласие») Анрийс Матисс, директор департамента образования МОН Эвия Папуле (Шадурский, как ни странно, в этот раз баллотировался не по списку «Согласия»). Русскому же электорату рассказывают, что именно эти господа всю свою энергию положат за право русских детей учиться на родном языке.

 

Но вместо того, чтобы сделать «работу над ошибками», «Согласие» продолжает идти по самому легкому пути — очернению конкурентов. Как в Риге, так и в Даугавпилсе: сказки и легенды о «схемах», «махинациях» и т. п. – постоянная тема на страницах проплаченных этой партией средств массовой информации.

 

На самом же деле послевыборные «наезды» от «Согласия» на Мамыкина и РСЛ – это поиски крайнего в потере голосов. Хотя, в конце концов, как опять же правильно отметил автор политического обзора итогов выборов в газете «СейЧас» (публикация «Выборы. Первые итоги»), какая разница, будет «Согласие» сидеть в Сейме вне правящей коалиции с 23 или с 25 депутатами.

 

И есть еще одна ма-а-аленькая причина: выборы в Евпропарламент состоятся в мае 2019 года. Как сообщает портал Kompromat.lv, в них примет участи мэр Риги, лидер «Согласия» Нил Ушаков, который надеется получить должность еврокомиссара. А утопить конкурента заранее – это ж святое дело. Согласны?