Латвия – один из мировых лидеров7

Латвия – один из мировых лидеров
Наверняка многие удивились, прочитав название статьи. И это правильно, потому что логично будет добавить слово «была». Но то, что мировой лидер, – это факт.

Так вот, в прошлом веке наша страна была одним из мировых лидеров высокотехнологичной инновационной экономики. Первые в мире интегральные микросхемы и радиотехника – этим славилась Латвия по всему миру в довоенные и советские годы. Старшее поколение помнит и уникальную самую маленькую фотокамеру, и любимую всем Советским Союзом «Спидолу». Недавно в память об инновационной экономике Латвии о двух ее легендарных флагманах – электротехническом заводе ВЭФ и Рижском заводе полупроводниковых приборов «Альфа» – рассказывал RuBaltic.Ru. К сожалению, констатирован бесспорный факт: все это было уничтожено после «восстановления независимости».

 

Латвия – один из мировых лидеров

 

Завод ВЭФ вырос из первоначальной рижской электротехнической фабрики «Унион». В годы Первой мировой войны производство было в запустении: многие фабрики эвакуировали за линию фронта, а рабочие и инженеры стали беженцами. Во второй половине 1920-х годов предприятие наращивало производственные мощности, а в 1932 году решило сменить название на более национальное, став Valsts Elektrotehniskā Fabrika Pērkons («Государственная электротехническая фабрика "Гром"»). Но вскоре название сократилось до более привычного ВЭФ. Предприятие незамедлительно начало получать международные премии за производство высококлассных радиоприемников, слава о которых распространялась стремительно. Так, в 1935 году на выставке в Брюсселе и в 1937 году в Париже рижский ВЭФ получил Гран-при.

 

Силовые трансформаторы для электросетей, силовые кабели, пылесосы, кинопроекторы, высоковольтное оборудование, ветрогенераторы, портативные мини-электростанции, радиостанции для морских судов и самолетов, батарейки и аккумуляторы, стационарные радиопередатчики – вот перечень производимого грандиозным латвийским предприятием в 1930-е годы. И это не считая самой маленькой во всем мире камеры Minox.

Осенью 1944-го перед отступлением немцы взорвали часть завода, но он сумел быстро восстановиться. Кстати, в 1945 году началось и производство фотобумаги, а в конце того же года инженерами-конструкторами предприятия был выпущен радиоприемник VEF Super M557. Спустя пять лет предприятие выпустило первые транзисторные приемники, ставшие известными во всех социалистических странах.

 

Латвия – один из мировых лидеров
Латвия – один из мировых лидеров

Латвия – один из мировых лидеров

 

Главным же брендом советской промышленной Латвии была «Спидола» – портативный транзисторный радиоприемник, создатель которой Янис Церпс вместе с коллегами был удостоен Государственной премии СССР в 1968 году. Цена на такой приемник составляла 73 рубля, а уж его популярность была запредельной. Кстати, Запад очень даже интересовался производством латвийских радиоприемников – на английском рынке «Спидола» вышла в продажу под названием Convair, также его можно было приобрести и в Бельгии.

 

Пришли отчаянные 90-е годы… Завод приказал долго жить. А вот качественная продукция ВЭФ пережила своего изготовителя, ведь радиоприемники, выпущенные с его конвейера, функционируют до сих пор.

 

Другое выдающееся предприятие – «Альфа» – было основано в 1959 году. Здесь производились транзисторы, диоды, полупроводниковые микросхемы. Причем часть производства была строго засекречена – завод выполнял заказы, связанные с военной промышленностью. 1962 год для завода стал историческим, так как был налажен выпуск первых в мире германиевых цифровых интегральных микросхем.

 

Латвия – один из мировых лидеров

 

После отделения от СССР, в независимой, свободной Латвии грандиозное предприятие всесоюзного масштаба было обречено и смогло протянуть лишь до 2000 года, когда последовала его окончательная приватизация: сто процентов капитала было сосредоточено в частных руках. На самом же деле еще раньше большая часть бесценного производственного ресурса была бездумно распилена на металлолом или вывезена в неизвестном направлении.

 

Что ж, и в нашем Даугавпилсе в эти дни мы становимся свидетелями «похорон» огромнейшего Завода химволокна. Впрочем, медленная мучительная смерть этого производства была констатирована практически сразу после обретения долгожданной свободы нашей страны.