Добровольца Цукурса в герои?31

Герберт Цукурс, по воспоминаниям современников, был бесстрашным летчиком, и если бы не война и сотрудничество с гитлеровцами, мог бы снискать славу на этом поприще. До Второй мировой Цукурс удостоился звания национального героя за полет, выполненный из Латвии в Гамбию. Карьера шла на взлет вместе с его самолетом, но… этого летчика ждала совсем другая «слава».

В июле 1941-го, когда Ригу оккупировали немецкие войска, Цукурс вступил добровольцем во вспомогательную полицию, а затем – в карательную команду штурмбанфюрера СС Виктора Арайса, принимавшую участие в массовых убийствах латвийских евреев. С окончанием войны Цукурс бежал в Бразилию. Смерть настигла его 23 февраля 1965 года в Уругвае, при этом предполагают, что с Цукурсом разобрались израильские спецслужбы.

 

Вопрос о его личности обострился после того, как Генпрокуратура Латвии приняла решение прекратить уголовное дело, начатое в отношении Герберта Цукурса в 2006 году. Возбуждалось оно по ст. 71 Уголовного закона ЛР «Геноцид». В феврале 2019 г. дело закрыли по причине отсутствия состава преступления. Прокуратура Латвии пришла к выводу, что доказательства не имеют юридической силы, потому как допросить свидетелей невозможно – их нет в живых. Что касается архивных документов, хранящихся в России, то они не были приняты в качестве доказательств.

 

Дочь Цукурса Антинеа Долорес Цукурс-Риззота восприняла такой поворот событий как полную реабилитацию отца, заявив о своем желании перезахоронить его останки на Братском кладбище Риги во второй раз. Впервые это было сделано в 2011 году. В пользу перезахоронения тогда выступило Национальное авиационное общество, Комитет Братских кладбищ и другие организации. Но на пути столь «замечательной» идеи встала комиссия историков, ученые посчитали, что это неприемлемо с моральной точки зрения.

 

По их мнению, решение Генпрокуратуры прекратить против Цукурса уголовное дело мало что меняет, ведь он, как ни крути, был одним из руководителей команды, уничтожавшей во время войны мирных жителей Латвии. Это установленный факт. На днях глава комиссии историков при администрации президента Латвии Инесис Фелдманис выступил против почетного перезахоронения останков Г. Цукурса на Братском кладбище в Риге из-за его возможной причастности к холокосту, убийствам мирных жителей во время Второй мировой войны.

 

Отмечая противоречивость личности Цукурса, историки не спешат соглашаться с позицией суда, не нашедшего в деле летчика состава преступления. Каспарс Зеллис рассуждает так:

 

«Если мы сейчас признаем Цукурса невиновным, так как он не застрелил ни одного человека, то тогда с большой долей вероятности такой казус может быть применен и к советским коллаборантам, которые принимали участие в депортациях мирного гражданского населения и тоже никого не убили» (Baltnews.lv).

 

В свою очередь, директор музея «Евреи в Латвии» Илья Ленский обращает внимание на то, что люди, такие как Цукурс, не видели проблем в том, чтобы убить человека, в отношении которого у них не было никаких личных мотивов для ненависти. Все сваливалось на обстоятельства. К тому же Цукурс «добровольно вступил в команду Арайса, прекрасно понимая, чем ему придется заниматься».

 

Вообще с делом Цукурса ситуация очень непростая, как бы кому-то ни хотелось возвести его на пьедестал. Эксперты обращают внимание и на то, что если Латвия считает, что летчик невиновен, то тогда следующим логичным шагом было бы начать судебный процесс против Израиля в связи с убийством гражданина Латвии. И что, Латвия на это пойдет? Указывают и на то, что сам по себе вопрос виновности или невиновности летчика не столь важен, как тот факт, что он являлся частью структуры, уничтожавшей людей по национальному признаку. И потом, а ну как после торжественного переноса останков на родину всплывут некие документальные подробности деяний Герберта? Что тогда? Это ж какой удар по авторитету страны… Одной из причин повышенного внимания к личности Цукурса называют недостаток героев в Латвии, вот и выискивают тех, кого бы реабилитировать.

 

Об этом же говорит даугавпилсский историк Дмитрий Олехнович:

 

«Сегодня продолжают поиск героев и антигероев, который, смею надеяться, скоро закончится. Потому что придет понимание того, что любой человек, сколь бы выдающимся он ни был, перечеркивает свое прошлое вступив на путь коллаборации с нацистами».

 

Руководитель Еврейской общины Даугавпилса Хонон Шперлинг дает такой комментарий:

 

«Пока я отношусь к ситуации вокруг Цукурса относительно спокойно, так как думаю, что все закончится разговорами, никакого переноса останков из Бразилии не будет. Человека, который участвовал в расстрелах евреев, убивал мирных жителей реабилитировать нельзя. Какая тут может быть героизация! Для чего осквернять память убитых людей? Это же аморально. Во время холокоста нацисты жестоко расправились с братьями моей мамы…»