Балдоне как иллюстрация истории курортного краха Латвии9

Когда-то курортное дело в нашей стране было поставлено на широкую ногу. Санатории и дома отдыха радушно встречали отдыхающих, желающих поправить свое здоровье. Одним из них являлся санаторий в Балдоне, в котором, вполне возможно, довелось побывать и представителям старшего поколения даугвпилчан.

Минули десятилетия… Сегодня Балдонский санаторий вновь выставлен на продажу. Надежд на воскрешение его былой славы все меньше, в последние годы исторические здания этой здравницы больше напоминают заброшенный трущобы. Вход в них запрещен, однако забитые двери взломаны – с целью удовлетворить свое любопытство сюда наведываются местные подростки. Конечно, балдонцев печалит состояние бывшего санатория, но что поделать, если его здания покупают лишь для того, чтобы спустя время продать подороже.

 

Нынешний продавец, гражданин Беларуси Дмитрий Асташенко (приобрел санаторий в 2013 г.), по подсчетам местных жителей уже пятый по счету.

 

В рамках темы заметим: в связи с тем, что территория санатория, расположенного в центре Балдоне (30 км от Риги), имеет особый статус – здесь нельзя строить новые здания, речь может идти только о восстановлении старых.

 

История курорта

 

Первая лечебница в Балдоне (Бальдон) с минеральными водами заработала в 1795 году, чему в немалой степени способствовала одна история. В 1780-е в рижском гарнизоне разразилась эпидемия чумы. Желая как-то противостоять этой напасти, генерал-губернатор Брамм отправил всех больных солдат на лечение в Балдоне. Надежда возлагалась на здешнюю целебную воду.

 

Около серного источника, принадлежавшего тогда герцогу Курляндскому Петеру, образовался целый армейский лагерь. И вода совершила чудо! Большинство больных выздоровели. О месте излечения пошла хорошая молва. Балдоне становится популярным курортом, куда на лечение едут из Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Балдоне как иллюстрация истории курортного краха Латвии

Балдоне в 1795 году с литографии Бротце (Press.lv)

 

Известно, что в 1789 году на балдонские воды по настоянию врачей прибыл поправить здоровье создатель бессмертного «Недоросля» Денис Иванович Фонвизин. На тот момент ему было 44 года. В Балдоне Фонвизин с удивлением обнаружил лишь несколько крестьянских дворов. Никакой лечебницы тогда еще в помине не было. В своих письмах Денис Иванович описывает место, куда его «сослали», как совершенно глухое:

 

«19 июля 1789 г. Встав с постели рано, собирался я в Ригу, чтобы там только выбриться: ибо в Бальдонах нет ни фершала, ни бритв. Как я ни спешил, но за бестолковицею курляндских мужиков ранее 10–го часу выехать не мог…»

 

В 1793 году арендатор Балдоне барон К. фон Ливен, повелел построить тут необходимые здания, оборудовать доступ к источнику и водрузить над ним крышу. Но помещений для больных, хлынувших потоком, не хватало – люди селились в крестьянских домах, а порой и в сараях, находившихся на значительном расстоянии от источника. Забота владельца Балдоне главным образом проявлялась в отношении сотни человек, и бедных среди них не было. Фон Ливен оказался дальновидным предпринимателем. Пояснительные надписи у источника давались на трех языках: немецком, латинском и русском. Курорт в Балдоне значительно преобразился после присоединения курляндского ландтага к России (1795), Екатерина II была заинтересована, чтобы Бальдон (Балдоне) процветал. Балдонскую минералку со временем стали потреблять наравне с «Ессентуки». К 1828 году число лечебных ванн в Балдоне достигло пятидесяти. Но развитие здравницы подорвал 1838 год, когда император Николай I озаботился созданием курорта в Кеммерне (Кемери). Понятно, что верноподданные дворяне стали ездить на лечение в указываемое царским перстом место.

 

А что потом?

 

Сегодня от Балдонского курорта остались одни воспоминания. В упадок он начал приходить еще в 1930-е годы — не выдерживал конкуренцию с Кемери. Но в советское время Балдоне возродился — в этот санаторий ехали со всего Советского Союза. Как, впрочем, и в Кемери. Латвийские здравницы не только эффективно лечили многих и многих, нарабатывая бесценный опыт на этой ниве, но и давали местным жителям постоянную работу.

 

После распада СССР санаторий приватизировала Ванда Гурчиене. Вместо того, чтобы вкладываться в его развитие, она пошла по более простому пути — распродала санаторное имущество. Позитив наметился было в «жирные годы», когда санаторий выкупило предприятие, нацеленное на его возрождение, но тут разразился кризис, в итоге владельцем становится банк DnbNord…

 



Фото очевидца / DELFI

 

В интервью латвийским журналистам нынешний владелец санатория Д. Асташенко пояснял причины продажи, одна из которых состоит в нехватке клиентов – «первоначально делалась ставка на пациентов из России, но из-за изменившейся политической и экономической ситуации их поток сократился». Уповать же на загрузку санатория скандинавами и латвийцами, по мнению г-на Асташенко, слишком оптимистично. Бизнесмен также не знает, какие будут налоги в Латвии года через три. «В 2012-ом Рига казалась раем стабильности, по сравнению с Беларусью. Но сейчас все с точностью до наоборот», – сетует предприниматель. А тут еще местная краевая дума подняла владельцу санатория налог на недвижимость до максимума – 3%.

 

В настоящее время Балдонский санаторий продается по цене 700 000 евро, то есть, в 2 раза дороже, чем был куплен в 2013 году (LTV7 «Личное дело»). Ясно, что будущее Балдонского санатория, расположенного в живописнейшем месте (территория 85 000 кв. метров, включая парк, посаженный бароном Корфом), будет зависеть от следующего владельца, его возможностей, желаний и, наверное, такого понятия как совесть.