Обратите внимание: материал опубликован более чем шесть лет назад

Дело Latvenergo: Свидетели защищают Мелько

Дело Latvenergo: Свидетели защищают Мелько

В понедельник, 27 мая, в суде Видземского предместья города Риги продолжалось слушания по основному «делу Latvenergo». Свидетели заверили суд, что бывший заместитель президента крупнейшего государственного предприятия Айгар Мелько никоим образом не влиял на закупки первой и второй очередей реконструкции Рижской ТЭЦ-2.

Суд заслушал показания бывшего директора по производству и планированию VAS Latvenergo Айвара Креско и бывшего председателя правления, а ныне члена правления AS Augstpriegumu tīkls Иманта Звиедриса.

 

Оба свидетеля заявили, что принимали участие в заседаниях правления и комитета управления проекта Latvenergo, на которых принимались решения о первой и второй очередей реконструкции Рижской ТЭЦ-2. И оба свидетеля заверили, что третьи лица не могли получить доступ к документации, поданной претендентами. Кроме того, свидетели уверяют, что Мелько никак не влиял на принимаемые решения. Они также выразили единое мнение, что у них не появилось ощущение, будто кто-то из претендентов на работы по реконструкции в своих предложениях закладывал суммы взяток для должностных лиц.

 

Айвар Креско и Имант Звиедрис считают, что победителями были признаны претенденты, которые предлагали наиболее хозяйственно выгодные предложения, соответствующие рыночным ценам.

 

Адвокат обвиняемого Максима Тер-Оганесова подал прошение, чтобы в отношении его подзащитного была проведена экспертиза состояния здоровья и он был освобожден от присутствия в суде, так как он передвигается при помощи трости и он не может подолгу сидеть. Поэтому обвиняемый вынужден принимать сильнодействующие обезболивающие, вызывающие головокружения и сонливость. Однако суд не рассмотрел это ходатайство.

 

На предыдущем заседании, 20 ноября прошлого года, суд отклонил ходатайство подсудимого бизнес-консультанта Андрея Ливановича, известного и в предпринимательских кругах Даугавпилса.

 

По данному делу проходят 12 человек. Бывший глава Latvenergo Карлис Микельсонс обвиняется в превышении полномочий и получении взятки в крупных размерах. Он же, а также уже упомянутый Мелько и бывшее должностное лицо предприятия Эрик Приедниекс, обвиняются в превышении должностных полномочий, повлекших тяжелые последствия, а именно – из-за их действий шесть консультационных договоров подорожали на 452 811 евро, договор с испанским предприятием – на 24 796 966, а с турецким – на 11 289 222 евро.

 

 

Микельсонсу и Мелько также инкриминируют отмывание денег в особо крупных размерах в группе лиц по сговору с другими обвиняемыми. Обвинение считает, что бывшие должностные лица предприятия легализовали незаконно полученных

8 252 513 евро.

 

 

Бизнес-консультант Андрей Ливанович обвиняется в содействии превышению полномочий должностными лицами и передаче взятки в больших размерах. Кроме того, он обвинен и в легализации средств, добытых преступным путем, и торговлю влиянием при заключении сделок с предприятиями Швейцарии, Испании и Турции. Также торговля влиянием инкриминируется иностранным предпринимателям Роберту Геросу и Мехди Хаджи Джаваду. В свою очередь латвийский бизнесмен Евгений Левин оказался на скамье подсудимых за то, что поддержал эту самую торговлю влиянием при сделке между Latvenergo и турецким предприятием.

 

Зятю Микелсонса Кристапу Штраусу, экономисту и предпринимателю Андрису Дениньшу, Юлии Могилевской, Тре-Оганесову и Янису Муктупавелсу обвинение выдвинуто за легализацию денег, добытых преступным путем в крупных размерах.

 

Обвиняемые свою вину не признают, а Тер-Оганесов и вовсе заявил, что не понимает, почему его «приплели к этому уголовному процессу». Потерпевшим в деле признано предприятие Latvenergo, которое требует возместить ущерб в размере 25 млн евро, взыскав эти деньги со всех обвиняемых солидарно.

 

Надо подчеркнуть, что «дело Latvenergo» – самое масштабное за всю историю латвийской Фемиды, и состоит оно из нескольких отдельных процессов. В двух из них приговор вступил в силу. А поскольку в них тоже фигурируют знакомые лица – продолжение следует.