Двойняшки умерли, едва появившись на свет…2

Двойняшки умерли, едва появившись на свет…
У некоторых даугавпилчан есть своеобразная традиция – регулярно просматривать данные в газетной рубрике «Мир праху твоему...» и считать, в каком возрасте человек ушел из жизни, пытаясь догадаться, что же стало причиной его кончины. В глаза всегда особенно бросаются безвременно ушедшие молодые люди и дети. Две из таких последних смертей вызвали особую жалость и недоумение у наших читателей.

В рубрике «Мир праху твоему…» значились два братика, родившиеся 5 января этого года. Датой смерти одного из них стало 6 января, а второго – 7 января. Как же могло случиться, что два малыша умерли один за другим, едва успев порадовать маму и папу своим рождением?!

Почему за весь прошлый год в родильном отделении Даугавпилсской региональной больницы (ДРБ) было зарегистрировано шесть младенческих смертей, а только за первый месяц текущего года двое малышей, родившихся в нашем роддоме, умерли здесь же, а третий скончался в Екабпилсском перинатальном центре, куда был доставлен в надежде на продолжение его такой хрупкой жизни?

 

Ответы на эти вопросы газета «СейЧас» искала в разговоре с директором Даугавпилсской региональной больницы Айваром Здановским и руководителем родильного отделения ДРБ Светланой Шиповой.

 

Вызов бригады не помог бы

 

Руководитель родильного отделения рассказывает подробности обстоятельств смерти двойняшек в начале января: «Срок беременности у этой женщины был всего 24 недели. Один малыш был весом 750 г, и он умер у нас менее чем через сутки после рождения. Второго весом 780 г нам удалось успешно реанимировать, и его отправили в Екабпилсский перинатальный центр. Но, к сожалению, он умер там.  В конце месяца у нас был похожий случай – 25 недель беременности. Малыш весом 660 г, который не выдержал родового процесса, то есть умер во время родов.

 

Это сильно недоношенные дети, и хоть появление на свет детей с 22 недель беременности считается родами, и этих малышей стараются спасти, на практике у нас в республике это почти никогда не получается».

 

С начала года в Екабпилсский центр было отправлено уже шесть малышей, родившихся в родильном отделении ДРБ. В основном это были преждевременные роды.

 

У человека со стороны невольно возникает вопрос: а может, отправь наши медики тех умерших деток в Екабпилс раньше, их удалось бы спасти? Все-таки там располагают более «продвинутым» оборудованием и неслучайно называются перинатальным центром, а не просто роддомом.

 

Светлана Шипова указывает, что каждый случай перинатальной смерти рассматривается отдельно: собирается комиссия врачей, ведется анализ всех обстоятельств хода беременности и родов. И тем не менее она уверена, что в случае с недоношенными детьми, умершими в нашем роддоме, скорейший вызов екабпилсской бригады не помог бы.

 

Работают с энтузиазмом

 

К тому же глава местного родильного отделения указывает, что по закону женщины со сроками беременности до 24 недель должны рожать в стационарах 1-го уровня, коим и является наша ДРБ.

 

Кроме того, директор больницы Айвар Здановский приоткрывает планы на будущее: «В прошлом году у нас работала комиссия, которая оценивала наше соответствие требованиям 2-го уровня. Глобальных возражений со стороны членов комиссии не было, имели место лишь мелкие замечания, которые мы успешно устранили. На мой взгляд, мы уже процентов на 90 соответствуем 2-му уровню, и надеюсь, что весной нам его присудят». На сегодняшний день единственный стационар 2-го уровня к услугам рожениц со всей Латгалии находится только в Екабпилсе.

 

Доступность сложнейшей и современной аппаратуры, а также подготовленность кадрового состава обуславливают, в основном, переход на новый уровень принятия родов и ухода за новорожденными.

 

Как известно, родильное отделение ДРБ всего чуть более месяца назад переехало в построенное для него новое крыло, и до сих пор идут закупки оборудования. Светлана Шипова говорит, что по прошествии столь короткого периода времени сложно говорить об объективном улучшении качества работы родильного отделения, однако она уверена, что новое здание и новое оборудование непременно этому поспособствуют. «Я вижу энтузиазм среди докторов», – говорит она.

 

Решение себя оправдало

 

Руководитель перинатального центра при Екабпилсской больнице Ингуна Калея в телефонном разговоре с корреспондентом «СейЧас» отказалась давать оценку работы сотрудников родильного отделения ДРБ.

 

«Вопрос, вызывать ли нашу бригаду, и если вызывать, то в какой момент, находится в полной компетенции даугавпилсских докторов. У каждого из нас есть свой сертификат, и в соответствии со своими знаниями и опытом мы принимаем решения. За вызов бригады нашего перинатального центра не платим ни мы, ни вызывающая сторона – это госпрограмма. Так что точно нельзя говорить, что у кого-то есть стимул экономить на этом. Что до статистики, то в 2010 году даугавпилсский роддом вызывал нашу бригаду 22 раза, а, к примеру, резекненский – 37 раз. Все вызовы были обоснованными», – рассказала Ингуна Калея.

 

За 11 месяцев 2010 года в Резекне приняли 491 роды, а в Даугавпилсе – 972, но Резекне при этом вызывает екабпилсских медиков почти в два раза чаще, чем мы. Почему? Директор ДРБ Айвар Здановский объясняет эти цифры компетентностью врачей нашего родильного отделения.

«Конечно, мы могли бы каждого новорожденного с малейшими признаками асфиксии или того, который не кричит в первые минуты жизни, отправлять в Екабпилс. Но наши врачи и сами могут помочь в таких случаях», – говорит глава стационара.

 

Светлана Шипова подтверждает его слова: «Недавно у нас опять-таки преждевременно родился ребеночек весом 1180 г. Мы сразу вызвали екабпилсскую бригаду, сделали все возможное для сохранения его жизни. Но, к сожалению, в Екабпилсе он умер. А другой родился у нас с весом 1880 г, и наши специалисты посчитали возможным выходить его в Даугавпилсе. Сегодня малыш здесь, с мамой. Решение наших медиков себя оправдало». 

 

Это капитуляция перед природой

 

Существует мнение, что показатели перинатальной смертности можно снизить, делая больше кесаревых сечений. Однако Светлана Шипова указывает, что за прошлый год количество кесаревых сечений в нашем роддоме увеличилось на 1% по сравнению с годом предыдущим и составило 18,1%. Это ниже, чем в среднем по республике, но руководитель родильного отделения ДРБ против намеренного увеличения этого показателя. Айвар Здановский с ней солидарен. «Кесарево – это серьезнейшая операция, которая потенциально грозит серьезными последствиями, начиная от различных воспалений и заканчивая бесплодием в будущем. Кесарево сечение – это наша капитуляция перед природой», – добавляет он. Руководитель родильного отделения уверена, что в случае с недоношенной двойней кесарево не спасло бы положения. В прошлом году в нашем родильном отделении умерло шесть недоношенных детей (в основном еще до начала родов), родилось 1062.

 

Напоследок нашего разговора Айвар Здановский говорит: «Возможно, это прозвучит некорректно, но 6 умерших на 1062 родов – это много или мало? Вот поди разберись! Медицина – это настолько, я бы сказал, зыбкая наука, что я не берусь судить за другого доктора, поступил он правильно или нет. Вопрос стоит так: сделал ли он все возможное? Как бы то ни было, даже в самой развитой стране мира никогда не будет так, что все дети, начиная с 22-недельного срока, выживут. Но за каждый такой случай, поверьте, переживают не только родители, но и врачи.

 

Мы искренне соболезнуем родителям, потерявшим своих детей, и сожалеем, что не в наших силах оказалось их спасти. Младенческая смертность у всех на слуху, и вот теперь, когда за один только месяц в нашем родильном отделении умерло два недоношенных ребенка, а третий скончался в Екабпилсе, многие будут обсуждать это и вспоминать наших медиков. Но при этом показатели перинатальной смерти в нашем роддоме в разрезе года далеко не зашкаливают, так что, на мой взгляд, здесь нет причин говорить о некомпетентности врачей».