Марш протеста

Марш протеста
Более 500 машин двигались по центральной улице Резекне со скоростью 5 км в час, при этом непрерывно сигналя. Так в очередной раз жители Латгалии выражали свой протест против поправок к закону об акцизном налоге, которые начали действовать с нового года.

Читатели «СейЧас» уже знают по предыдущим публикациям, что отныне в Россию и Белоруссию разрешается ездить только раз в неделю, привезти можно лишь две пачки сигарет, литр крепкого алкоголя и бак бензина (дополнительно – 10 литров горючего в канистре).

 

Как добить регион?

 

Эти изменения были направлены на борьбу с контрабандой – вроде бы, на благое дело. Однако жители приграничных регионов Латвии четко объясняют, почему считают принятые правительством меры дискриминационными.

 

У людей, которые подрабатывают поездками в соседнюю страну, нет альтернативы. Кто-нибудь может предложить им работу – любую, чтобы прокормить семью? В Резекне зарплата на 60 латов меньше, чем в среднем по Латвии. Но и малооплачиваемой работы на всех не хватает. Сейчас уровень безработицы составляет более 17%. А еще недавно она была выше 20% – и это только официально. Что изменилось? Может, заработал Резекненский молочный комбинат, который выпускал когда-то замечательную сгущенку, а не смесь растительных жиров с добавками? Или «Ребир» вернул былой масштаб? Нет, просто по европейским проектам возводится ряд объектов, строители получили временную работу. А куда деваться остальным?

 

Именно возле «Ребира» был назначен сбор участников акции. Можно было поговорить с любым из этих людей. В основном мужчины за сорок, обветренные лица, натруженные руки, горожане и жители окрестных хуторов.

 

Контрабандисты, на выход!

 

За границу семейному человеку, у которого есть ответственность и за детей, и за стариков-родителей, податься непросто. Им бы к станку или за штурвал комбайна, не стояли бы сутками на границе, чтобы купить более дешевые сигареты и бензин. Звучит и латгальская, и латышская, и русская речь. Никаких языковых и национальных противоречий – все просто хотят работать, содержать семьи.

 

– Нас называют контрабандистами, хотя мы не нарушали закон. Мы провозили ровно столько, сколько было разрешено законом, – говорит Илья. – Мы не прячемся, не скрываем своих лиц, хотя видим, что нас демонстративно снимает на камеру сотрудник полиции безопасности. Резекне – город маленький, все друг друга знают. Знают и о порядках на границе. Как правило, примерно раз в месяц приезжают проверяющие. Таких, как мы, задерживают, ищут лишние десять литров бензина или блок сигарет. Иногда находят, рапортуют о борьбе с контрабандой. Потом проверка заканчивается, и странным образом ломается аппаратура, которая сканирует груз. В это время проходят две-три фуры с грузом, потом аппаратура так же внезапно налаживается, и снова начинается общий шмон. Это мы, что ли, организуем такой «зеленый коридор» для контрабанды? Если возьмут хотя бы одного из тех, кто стоит в начале цепочки, то в бюджет за счет конфискации пойдет не один миллион латов. Но этого не происходит. Кто зарабатывал состояние, тот продолжает зарабатывать. Но надо же показать, что государство наводит порядок. И отыгрались на жителях приграничья.

 

– Как всегда, наши чиновники непопулярное решение не могут принять нормально, тщательно продумав, – подхватывает Каспар. – Я работаю в фирме, которая занимается грузоперевозками. Должен постоянно выезжать за границу, решать разные проблемы. Меня не пропускают – я уже пересекал границу несколько дней назад. Объясняю, что еду с полным баком, можете замерить и проверить на обратном пути, что ни одного литра горючего я не ввожу. Говорят, что нет инструкции, как поступать в таких случаях. Можно ездить в Россию раз в неделю – и точка. Ребята, а как быть с правами человека на свободу передвижения, за которые мы так боролись?

 

Кстати, участники акции утверждают, что подобных правил в соседней Эстонии нет, Латвия в своем рвении опережает соседей.

 

Как относятся к акциям протеста жители Латгалии, которых напрямую изменения на границе не касаются? По-разному. Некоторые жители Резекне приветствовали колонну автомобилей. Были и такие, кто не одобрял этих действий. Одна из проходивших мимо женщин упрекнула:

 

– Я получаю минималку и на помощь не рассчитываю. А некоторые приобрели по пять машин, без официального оформления наняли людей и возят бензин через границу, как на конвейере. Да еще не стесняются прийти за пособием на отопление, поскольку официально значатся безработными.

Но среди опрошенных не нашлось ни одного, кто посчитал бы экономическую ситуацию в Латгалии благополучной. Кстати, в Даугавпилсе средняя зарплата в частном секторе еще ниже, чем в Резекне. Не секрет, что и в нашем городе многих кормит близость границы – и российской, и белорусской. Представители Даугавпилса тоже участвовали в акции. И сетовали на то, что пока не нашлось лидеров, способных организовать протест в рамках закона.

 

Что дальше?

 

Раздается команда: «По машинам!» Чтобы не парализовать движение, колонна выезжает на окружную дорогу и уже с противоположной стороны движется по Аллее Освобождения к памятнику Латгальской Мары. Именно на этом участке скорость снижают до 5 км в час и начинают сигналить. Медленно участники акции возвращаются к «Ребиру». И все это время над колонной барражирует вертолет пограничной службы, то ли следя за безопасностью движения, то ли фиксируя все автомобили-«бензовозы».

 

Фактически это третья по счету акция протеста в Латгалии. Первая состоялась вблизи границы, когда водители перекрыли дорогу министру иностранных дел. Он пообещал разобраться. С тех пор – ни ответа ни привета.

 

Второй митинг был проведен возле Резекненской думы. И вот – марш автомобилей по Аллее Освобождения.

 

Можно себе представить, что будет в Риге или в Даугавпилсе, если в час пик такая колонна с минимальной скоростью двинется по самым оживленным улицам. Впрочем, возникает вопрос: а почему затормозили со своими требованиями?

 

– Почему вы не протестовали раньше – до принятия поправок к закону об акцизном налоге? – спрашиваю одного из организаторов акции протеста Жана Диклаба. – Что же теперь махать кулаками после драки?

 

– Честно говоря, мы знали о проекте, но нам казалось, что такой дурацкий закон здравомыслящие политики просто не могут принять, – отвечает он. – К тому же все было сделано необычайно оперативно, за две недели. Я не вижу причины, почему бы так же оперативно депутатам не отменить эти поправки. Мы прекрасно понимаем, что протестовать надо в Риге, а не возле местной Думы. Но у таких «контрабандистов» просто нет денег на бензин – доехать до столицы. Пока что они думают, что мы тут на окраине пошумим и затихнем, а если перемрем, то только спокойнее будет. Но никто не хочет умирать. И поэтому к нам уже сейчас приехали мужики из Даугавпилса, Лудзы, Зилупе, Балви. Я думаю, сообща мы сумеем организовать следующую акцию в столице. Мы готовы перекрыть движение на границе, блокировать главные магистрали. Нам просто нечего терять.