Ингрида Цирцене: «Я знаю, за что меня не любят»1

Ингрида Цирцене: «Я знаю, за что меня не любят»
В пятницу в нашем городе побывала министр здравоохранения Ингрида Цирцене. Визит по случаю открытия одного из отремонтированных зданий Психоневрологической больницы произошел чуть позже знаковых 100 дней работы нового правительства, в состав которого входит и госпожа Цирцене. А на этом этапе уже принято подводить некоторые итоги.

На территории Психоневрологической больницы руководство города и министр здравоохранения собрались по случаю официального открытия здания реабилитационного отделения. Капремонта оно не видело с 60-х годов прошлого века, а реконструировать его теперь удалось на деньги займа при государственном поручительстве, которое взяло медучреждение. Сумма его составила 524 тыс. латов.

 

На эти деньги здание было полностью обновлено, на «нулевом» этаже был обустроен склад для одежды пациентов, а на двух других – мастерские и помещения, в которых пациенты больницы будут восстанавливать свои трудовые навыки. Одной из самых просторных и хорошо оборудованных является швейная мастерская. Несколько десятков профессиональных швейных машинок, большой закроечный стол. Оказалось, здесь шьют не только игрушки и вещи для украшения и нужд самого медучреждения, но и выполняют частные заказы. Например, как рассказала глава Медицинского колледжа Ливия Янковска, возглавляемое ею учреждение часто заказывает здесь комплекты постельного белья по весьма приемлемым ценам.

 

Есть также другие мастерские, комната отдыха, зал. Как отметила во время открытия реабилитационного отделения министр здравоохранения Ингрида Цирцене, пациентам этой больницы можно дать таблетку или поставить систему, но этим их болезнь никогда до конца не вылечишь – только уберешь симптомы. «Важно, чтобы и семейный врач, и психотерапевт работали сообща, а человек проходил также реабилитацию, – считает министр. – Любому человеку осознание того, что он может быть полезен обществу, делать что-то нужное, поможет скорее вернуться к нормальной трудовой жизни. Сегодня мы видим, что правление больницы, взявшее этот гарантированный заем, осознает, как это вложение необходимо обществу».

 

Мэр города Жанна Кулакова подтвердила, что такая необходимость существует, так как, по ее словам, людей, нуждающихся в услугах Психоневрологической больницы, становится все больше. Теперь они могут получать лечение по самым современным стандартам.

 

В речах гостей, приглашенных на открытие, не раз звучало, что наша Психоневрологическая больница является самой современной и хорошо оснащенной в Латвии. Комментируя обновление здания реабилитационного отделения, а также других зданий на территории больницы, министр здравоохранения сказала: «Глава больницы Ольга Федоровна Соколова – безусловно, генерал в своей области. Но она не только добилась вложения миллионов латов в реконструкцию больницы, но и дает толчок своей команде, чтобы ее члены постоянно развивались, совершенствовали свои знания. В итоге работа, которую делает руководитель и ее подчиненные очень значима и обширна. В данном случае государственные деньги вложены не зря, это я могу сказать с полной ответственностью», – сказала Ингрида Цирцене.

 

После церемонии официального открытия нового здания госпожа министр нашла время, чтобы ответить на вопросы журналистов.

 

– Госпожа Цирцене, вы говорите о том, что в случае с Даугавпилсской психоневрологической больницей деньги вложены не зря. Но признаете ли вы, что во многих случаях деньги в Латвии были совершенно непродуманно истрачены на отстройку современных больниц в небольших городах или даже поселках? Возможно, как раз из-за этого денег в здравоохранении теперь не хватает даже на самое необходимое?

 

– Знаете, того, что было сделано, уже не изменишь. Возможно, если бы сначала было планирование, а потом строительство, то деньги были бы израсходованы немного иначе. Но теперь уже поздно об этом причитать. В итоге люди получают качественные медуслуги на местах. А мы будем думать, как лучше использовать эти отстроенные здания.

 

– Если Психоневрологической больнице банкротство явно не грозит, то региональные стационары по всей Латвии находятся в очень плачевном финансовом положении. В частности, Даугавпилсская региональная больница уже который год балансирует на грани выживания…

 

– В целом по стране ситуации в региональных больницах очень разные. У одних накопились большие долги, у других – нет. С ситуацией в ДРБ я планирую ознакомиться детально и лично в ходе очередного визита в ваш город в обозримом будущем. Но, конечно, мы должны увеличивать финансирование стационаров, и я уже говорила об этом с премьер-министром.

 

С апреля или по крайней мере со второй половины этого года будет увеличена госдотация для стационаров. Не могу сказать, как много денег мы добавим – 5% или 10%, но такая задача стоит, и сейчас мы заняты подсчетами.

 

– Хватит ли этого увеличения на то, чтобы возобновить плановые операции?

 

– Нет. Чтобы достичь такого уровня, надо изменить схему финансирования здравоохранения по примеру Литвы и Эстонии. У наших соседей уже долгое время действует система, когда люди в возрасте от 18 до 62 лет, которые платят налоги, получают медицинскую помощь за госсчет в большем объеме, чем те, которые налоги не платят. Дети и пенсионеры также включены в эту систему.

 

Если мы выиграем пусть даже 10% за счет денег, которые тратятся на оказание услуг для неплательщиков налогов, то ресурсов хватит на увеличение доступности медуслуг для тех, кто платит налоги, а также для детей и пенсионеров. Я думаю, у нас такую систему можно будет ввести со следующего года.

 

– Ваши предшественники министры не раз поднимали вопрос о введении обязательного страхования здоровья. Каково ваше отношение к этой теме?

 

– Схема, которую я предлагаю – платишь налоги, получаешь софинансируемые государством медуслуги – это и есть страхование здоровья людей со стороны государства. Мое предложение состоит в том, что, независимо от того, насколько велика твоя зарплата, если она платится официально, с уплатой всех налогов по установленным ставкам, то ты имеешь право на получение медуслуг по нынешним расценкам. То есть, например, сутки в больнице для такого человека будут стоить 9,5 лата, как сейчас для всех. Но если налоги за тебя не платятся, то ты выпадаешь из системы. И за ночь в больнице вынужден будешь заплатить 40 латов: государство не будет софинансировать для тебя эту услугу.

 

– Но, госпожа Цирцене, в Латгалии очень много людей без работы. Они, согласно вашей схеме, также выпадают из системы софинансируемых государством медицинских услуг…

 

– Официально зарегистрированные безработные остаются в системе. Это, кстати, будет дополнительным стимулом для регистрации на «бирже», так как сейчас туда приходит хорошо если треть от реально находящихся без работы людей. Но если безработный откажется от предложенной ему работы, то и выпадет из системы государственного здравоохранения – за плановую помощь ему придется платить по полной цене.

 

Я думаю, это неплохая мотивация для того, чтобы платить налоги и не сидеть на пособии. Ожидаю, что она изменит отношение людей к государству.

 

– Как вы собираетесь решать проблему оттока специалистов в области медицины за границу?

 

– Повышать зарплаты медперсонала в ближайшие же годы. Другого рецепта здесь не существует. Вот в Эстонии в результате реформы доктора стали зарабатывать в 2–3 раза больше, чем их латвийские коллеги. И оттуда уезжает намного меньше специалистов. То же самое необходимо сделать и нам.

 

– Согласно данным последних социологических опросов, вы являетесь самым непопулярным министром в правительстве Домбровскиса. Как вы думаете, почему, и как вы к этому относитесь?

 

– Никак. Я знаю, за что меня не любят, но с выбранного пути сворачивать не стану. Конечно, когда министр говорит, что надо платить налоги, чтобы получать что-то взамен от государства, то многим это не нравится. Но я считаю, что иду верной дорогой.