Газета развеяла "миф о том, как СССР Латвию кормил"11

Газета развеяла "миф о том, как СССР Латвию кормил"
Одним из советских мифов является утверждение, будто бы Латвия не только была освобождена Советским Союзом от немецко-фашистских захватчиков, но в послевоенные годы (в 1945-1950 годы) получала от СССР щедрую и бескорыстную экономическую помощь. Об этом пишет Latvijas avīze.

К сожалению, этот миф укоренился и среди большинства современных историков и исследователей, пишет газета. Вопрос о том, "кто кому и сколько должен" актуализировался в начале 90-х годов, когда стало ясно, что Латвия выходит из состава СССР. Тогда-то Москва и выставила счет. Однако и в Латвии специально созданная для этого рабочая группа произвела расчеты и пришла к совершенно противоположным выводам - к тому, что Москва должна Латвии. Результаты этого анализа еще в 90-х годах опубликовал экономист Модрис Шмулдерс.

 

Большая часть финансовых документов, содержавших информацию о бюджете СССР и Латвийской Республики, была намеренно уничтожена в советское время. Тем не менее, часть "заблудившихся в глубинах делопроизводства" бумаг сохранилась. По ним можно достаточно точно восстановить картину финансовой политики в военные и послевоенные годы.

 

В реальности латвийские доходы покрывали все военные расходы СССР и даже содержание оккупационных войск на территории Латвии. Вместе с этими расходами с 1945 по 1950 год из Латвии в СССР "уплыло" примерно шесть миллиардов рублей.

 

Цифры подтверждают, что у Латвии взяли гораздо больше, чем дали. Несмотря на разрушительные войны и политику обоих оккупационных режимов, благосостояние жителей послевоенной Латвии было гораздо выше, чем в СССР в целом. Логично, что Латвия в этой ситуации стала донором советской экономики. Латвия, как оккупированная территория, платила дань, и одним из видов эксплуатации прибалтийской страны стало целенаправленное высасывание из нее средств.

 

В первые послевоенные годы, спасаясь от голода, в Латвию - а особенно в Ригу - прибыло огромное количество экономических беженцев из других регионов СССР. Аналогичные процессы происходили и в сельской местности - русские и белорусские колхозники бежали в Латвию и нанимались в слуги к латвийским зажиточным крестьянам. Тем не менее, качество жизни резко упало, когда латышей обложили тяжелым налоговым бременем.

 

Только после смерти Сталина латвийская экономика стала восстанавливаться, по мере уменьшения утекающих в СССР средств. Во второй половине 1950-х годов бюджет республики опять значительно вырос. Латвия вернула свою позицию лидера по уровню благополучия и процветания, она достигла наилучших показателей бюджета среди всех республик СССР. Правда, не надолго. События 1959 года (вероятно, имеется в виду разгром Хрущевым и Пельше так называемых национал-коммунистов во главе c Берклавсом) и последующего периода поставили точку во многих прекрасных начинаниях, которым сбыться было не суждено, пишет Latvijas avīze.