Их уговорили, пообещав лучшую жизнь…

Их уговорили, пообещав лучшую жизнь…
Так уж повелось, что люди советского, а потом и постсоветского пространства вынуждены как-то приспосабливаться, чтобы выживать. Сегодня пенсионерам или тем, кто работает за минималку, изловчиться надо, чтобы коммунальные блага оплатить и еще на что-то жить до следующего пенсионного раза.

В газету «СейЧас» обратились жители Калкунской волости, люди недоумевают, почему они должны платить так дорого за то, без чего, по их мнению, они вполне могут обойтись. Краткая предыстория очередного сюжета на социальную тему такова. Дома, о которых пойдет речь (ул. Кегелю, 2, 6, 8, 10, 12, и ул. Калкунас, 7 и 11), построены в 1960-х годах. Долгое время их отопление оcуществляла котельная Калкунской волости, ввиду чего жилье считалось благоустроенным. За квартиру площадью 30 м2 раньше выходило не более 30 латов в месяц. Но, похоже, такое положение вещей устраивало не всех. В 2010 году гуманной оплате за тепло пришел конец – котельную перенял под свою юрисдикцию SIA Naujenes pakalpojumu serviss (Даугавпилсская краевая дума приняла решение о передаче прав на обеспечение коммунальных услуг в Калкунской волости вышеназванному предприятию). Исполнительный директор Даугавпилсской краевой думы Ванда Кезика тогда извещала журналистов, что это отнюдь не эксперимент, а самый что ни на есть рациональный вариант решения проблем, связанных с коммунальными услугами.

 

Ей вторил депутат Каланс, считавший, что столь стратегический подход, направленный на улучшение коммунальных услуг, позволит сэкономить бюджетные средства. Позитивного мнения придерживался и член правления SIA Naujenes pakalpojumu serviss Элксниньш, уверявший, что на предприятии трудятся сертифицированные специалисты, способные обеспечить качество коммунальных услуг жителям Калкунской волости. Подразумевались три составляющие: отопление, вода, канализация. И все бы хорошо, если бы тарифы безудержно не поползли вверх, вынимая из карманов жильцов все больше и больше.

«РАЗВЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО?»


Сужая тему до отопления, отстаивающая свои интересы Алла Федорова-Яковлева поясняет, что когда тариф за отопление достиг 3 и более латов за метр в квадрате, она, последовав примеру других жильцов, пришла к выводу, что так больше продолжаться не может, и сложила в своей квартире, где проживает ее мама-пенсионерка, печь. Проект по оборудованию печи заказывала в «Латкоммунпроекте». Проект в тандеме с печью обошелся более чем в 800 латов. Печка получилась славная и много не требовала – двух машин дров хватило на зиму, уложились в 100 латов. Казалось, теплому материнскому счастью, добытому собственной смекалкой, уже ничего не может помешать. Но не успела закончиться зима, как радость значительно померкла. Февральский счет настаивал на оплате отопления лестничных клеток, исходя из 23 сантимов за 1 м2. То есть за эфемерное тепло на лестничных площадках следовало уплатить 6,81 Ls + PVN (0,82 лата). При этом на стояках в подъездах теплосчетчиков нет, показания общего делят на всех. Батареи в подъездах отсутствуют. Расценки за «отопление» подъездов несколько разнятся. Так, Петерису Репше, проживающему по адресу ул. Кегелю, 2, предстоит заплатить 0,27 лата за м2. В домах, о которых идет речь, богатые люди не проживают – в основном пенсионеры, вынужденные экономить. Живут и вспоминают, как раньше и представить не могли, что придется отдавать последнее за то, чтобы не замерзнуть. В доме, где живет мама Аллы, всего 6 квартир. И те, кто не установил печь, сегодня платят 2,51 лата за м2 + PVN. При этом от котельной до дома 500 м, а есть дома, до которых в два раза ближе.


Жители рассказывают, что очень не хотели идти под Naujenes pakalpojumu serviss (NPS), отдавать «свою кочегарку», но их уговорили, посулив лучшую жизнь. (NPS дотируют волостное управление и Дума). А теперь вот и при печке за стояки в подъездах плати, да ладно бы сантимов 5–7, а то ведь под 10 латов у многих в общей сложности в месяц выходит. «Разве это справедливо?» – спрашивают люди, но в устной форме, тогда как вопросы подобного рода должны обращаться к должностным лицам на бумаге с подписями. Правда, сегодня калкунцы все же озаботились организацией собрания собственников, решение которого непременно донесут до Краевой думы и председателя волости. Будут просить снизить тариф за отопление лестничной клетки, никогда не имевшей батарей.

ОЧЕРЕДЬ ИЗ НЕДОВОЛЬНЫХ


Руководитель Калкунского волостного управления Освалдс Курситис говорит, что при оплате отопления в данном случае имеются в виду не только лестничные клетки, но и другие подсобные помещения дома – подвалы и т. д. Начисления производятся согласно инструкции от 8 ноября 2012 года Даугавпилсской краевой думы. К утвержденному решению №1273 внесены изменения от 31.01.2013. Сами же тарифы утверждает Латвийский регулятор общественных услуг. «Людей можно понять: полученные счета вызвали всплеск эмоций, хоть методика начисления была представлена обслуживающим предприятием. Согласно инструкции, 20% от предусмотренного количества теплоэнергии затрачивается на отопление помещений общего пользования. Я согласен, что счета большие, но потребление теплоэнергии по сравнению с декабрем 2012 года возросло на 28%. При этом инструкция не предусматривает, есть радиатор в подъезде или его нет. В Калкунах имеются дома, где нет даже стояков, разводка на чердаке, но и в этом случае присутствуют теплозатраты, которые кому-то надо покрывать. Вариантом мог бы стать энергоаудит каждого конкретного дома, что обойдется примерно в 300 латов. Этот подход помог бы снять многие вопросы, связанные с ощущением у людей того, что они переплачивают. Такая экспертиза уже проведена по одному дому, в котором две квартиры отапливаются от центрального отопления, а в 16 установлены печи. Сегодня (20 февраля) у меня с утра очередь, люди приходят взвинченные – денег нет, а платить за тепло надо.


Признаюсь, кроме как приемом жителей в этот день, ничем больше невозможно заняться, хотя дел и без того хватает. Вот я сейчас с вами разговариваю, а у меня в коридоре еще очередь из недовольных», – сетовал по телефону О. Курситис. – «А вы сами, если не секрет, в каком доме живете?» – «Живу в частном доме в поселке Дубна. С дровами, конечно, отопление дешевле, но ведь о печке заботиться надо, это не то что возвращаешься домой, а там уже тепло», – пояснил человек, которому проблемы сельчан знакомы не понаслышке, это к нему в основном идут «плакаться» в жилетку, потому что он ближе.


Ванда Кезика сказала газете «СейЧас», что вопрос о ситуации с отоплением в Калкунской волости недавно рассматривался. Ею также было замечено, что разрешение на установку печей в домах Краевая дума не давала и что проекта печей по закону еще недостаточно.
Кроме того, исполнительный директор Краевой думы считает, что в поиске выхода из ситуации можно провести общее собрание собственников квартир, и если оно примет соответствующее решение, то 20% можно снизить до 15% , но от 20% все равно не избавиться, просто недостающее должны будут оплатить те, у кого радиаторы.


Высказывалось также предложение на перспективу: полностью отключить отопление домов. В. Кезик проинформировала, что в этом году в бюджете Думы заложено 100 тыс. латов на утепление домов. Что ж, хорошо, что заложено, только вот реновационная теория при нашей действительности очень трудно воплощается в практику.

«НАДО БЫТЬ АКТИВНЕЕ»


Газета «СейЧас» поинтересовалась и мнением руководителя Общества защиты прав потребителей Эдмунда Папша:


– Споры по Калкунам велись еще летом 2012 года, когда резко возрос тариф. Тогда прошло собрание жителей с представителями Регулятора, Айваром Элксниньшем (NPS)… Я тоже присутствовал. Потом, помнится, было еще одно собрание с представителями Краевой думы. Людей не устраивал тариф 44,37 Ls/MWh , согласованный с Регулятором. В 2010 году тариф был 27,00 Ls/MWh, так что разница остро ощущалась. Ко мне жители Калкунской волости тоже обращались. Вставали многие вопросы: почему так снизилась выработка тепла в Калкунах? Если в 2010 году она достигала 9410 мегаватт, то позднее упала до 6483 мегаватт за отопительный сезон. Почему потери в теплосетях достигли 25%? Почему резко уменьшилась подача тепла потребителям, снизившись на 39%. И почему при этом выросли зарплаты поставщиков тепла? Почему Даугавпилс на мазуте имел тариф 46, 46 лата, а в Калкунах на щепе тариф 44, 37 лата. (Сегодня тариф 44,78 лата – прим.). Элксниньш тогда мотивировал тем, что щепу закупили по дорогой цене, но зачем ее было закупать так дорого? Пока котельная находилась в ведении Калкунской волости, тариф был в 1,7 раза ниже, чем после того, как ее перенял Naujenes pakalpojumu serviss. Вот люди и мучаются.


В то же время, чтобы изменить ситуацию, следует быть активнее. Во-первых, создать группу активистов – комиссию, которая провела бы расчеты, выяснив, почему у кого-то вырастают зарплаты при снижении подачи тепла? Необходимо регистрировать расход тепла за сутки – это как минимум. Следует добиться, чтобы эту комиссию признала Краевая дума и NPS. Далее, в расчете тепла существует такое понятие как инфильтрация. Инфильтрация связана с теплом, которое попадает на лестничную клетку при открытии дверей квартиры. Это квартиры отапливают подъезд, лишенный радиаторов, а не наоборот! В холодных квартирах люди просто не смогут жить. Почему бы не подключить к решению давней проблемы депутатов Сейма? Пусть помогут. И конечно, надо выходить на Краевую думу, – советует Э. Папш, опыт которого позволяет утверждать: за свои права бороться надо, и чем раньше, тем лучше, это как при опасном заболевании, которое лучше всего выявлять на ранних стадиях.


При запущенной «болезни» и печка не спасет. Даугавпилчане, отвоевывая ТЭЦ-3, вышли с плакатами на улицу, подняли общественность. Котельная в Калкунах – это, конечно, не ТЭЦ-3, но ведь и ее строили, чтобы людей обогревать. Обогревать за весьма умеренную плату, между прочим.