Гастарбайтеры перечислили на родину 574 млн евро

Гастарбайтеры перечислили на родину 574 млн евро
«Если вы поедете в Лондон – встретите там и поляков, и литовцев, и латышей. Это наша молодежь, ее выталкивают, чтобы она уезжала и там поднимала экономику – не нашу, а ту, экономику центра. Ну ладно, они своим родственникам, может, присылают какие-то деньги, это хорошо, но это же не выход, это же не будущее страны, из которой они уехали, на этом не построить будущего государства», – сокрушается диссидент Янис Кучинскис. 

Тем не менее Латвийское государство отчасти на этих дотациях и строится. Всемирный Банк подчеркивает: реальная сумма заработанных денег, поступающих на родину от мигрантов, гораздо больше тех цифр, которые показывают исследования. Однако даже без учета сего нюанса экономическая выгода для Латвии от наших гастарбайтеров, «увильнувших» на работу за границу, такая же, как, например, ВВП всей Елгавы, и во много раз превышает экономическую отдачу ряда отдельно взятых районов или небольших городков. Спецпосланник по делам диаспоры МИДа Латвии Роланд Лаппуке говорит: «В сознании политиков – новое измерение, т. е. что живущие за границей латвийцы являются частью развития страны. Они реально участвуют в латвийской экономике. Это главная новость о том, что все мы принадлежим к этой общине – народу Латвии, и каждый может принять участие в развитии Латвийского государства». Трогательная мысль.


Но как быть с результатами проведенного недавно Обществом налогоплательщиков опроса, который показал: 93% проживающих за границей латвийцев признались, что ни одно из объявленных мероприятий плана реэмиграции не мотивирует их возвращаться. Фактически результаты статистического исследования свидетельствуют, что в очередной раз был разработан абсолютно бессмысленный документ. Кажется, что никто и не ставил целью создать в Латвии условия для возвращения ее жителей. Ведь одно дело – замысловатые фразы и обещания, и совсем другое – предпринимать эффективные практические шаги. К примеру, для поддержки бизнеса с целью создания в стране новых рабочих мест. Вместо этого на предпринимателей спускают, как собак, очередные пошлины и налоги. На развитии хозяйства страны сказываются и ухудшение связей с Россией. Если не углубляться в политику – чистый бизнес, ничего, кроме бизнеса. В результате санкций поток транзитных грузов из этой страны упадет, а это 20% от ВВП.

 

Чтобы люди задумались о возвращении, вероятно, надо серьезно проанализировать и политику социальных гарантий. В теперешнем виде она абсолютно не привлекательна для налогоплательщиков – налоги плати, а когда потребуется помощь от государства, тебе кидают гроши. Но и их получить непросто – перед этим следует пройти многие бюрократические препоны. Пока не будут решены главные задачи: стабильная экономическая ситуация, возможность найти хорошо оплачиваемую работу, социальные гарантии, высокий уровень образования, на возвращение людей надеяться не приходится. И сколько бы граждане ни клялись в любви и лояльности к родине – человек будет там, где ему лучше. Никто не распевает гимн, когда нечем накормить детей. Может, перестать чертить увлекающие в никуда диаграммы и выводить «говорящие» цифры, доказывая, что экономика идет в гору. Пора и о реальном положении подумать. Уж сколько лет, «задрав штаны», бежим за Европой, а догнать не можем.


А пока вырисовывается такой «натюрморт». По сообщению Банка Латвии, в 2013 году работающие в других странах латвийцы перечислили домой рекордную сумму – 574 млн евро. В основном деньги перечисляются, чтобы поддержать оставшуюся в Латвии семью и выплатить взятый в прошлом кредит, кто-то тратится на приведение в порядок своего латвийского жилья. Правда, не все при этом делают ремонты с целью когда-нибудь вернуться, некоторые вознамерились подороже продать квартиру. Объем присланных в Латвию средств составляет 2,5% от ВВП, или 4% общего потребления домохозяйств. Эти деньги увеличивают доходы и платежеспособность местных жителей. Денежный поток поступает стабильно. При этом сколько конкретно латвийцев проживает и работает в других странах, остается загадкой.


По данным ЦСУ, в 2013 году из Латвии в другие страны уехало 25 тыс. человек. В СМИ часто приводятся подсчеты профессора ЛУ Михаила Хазана, согласно которым в период 2000–2010 гг. из Латвии уехало около 200 тыс. человек (9,1% жителей, или 14% работоспособного населения). Сообщается также, что данные о денежном потоке в Латвию позволяют сделать вывод о замедлении эмиграции. На каком основании базируется данное утверждение, притом что реальное количество эмигрировавших остается неизвестным, – сказать сложно. А вот то, что здоровые и молодые люди продолжают покидать Латвию, направляясь туда, где работать можно не за еду, а за деньги, сомнений не вызывает.