Чиновники из Минблага продают детей?

Чиновники из Минблага продают детей?
Министерство благосостояния обратилось в полицию с просьбой расследовать появившуюся в СМИ информацию о том, что за адопцию латвийских детей иностранцы платят огромные суммы. Об этом проинформировала старший референт Департамента по политике детей и семьи Минблага Ивита Крастиня.

Как известно, адопция (усыновление/удочерение) детей в нашей стране проходит бесплатно. Поэтому Минблаг, как и многие жители, были шокированы появившейся в СМИ информацией о том, что иностранцы вынуждены платить, чтобы усыновить (удочерить) латвийских детей.

«ТЫ ОБОШЛАСЬ НАМ В 30 ТЫСЯЧ!»


Все началось с того, что в СМИ обратилась приемная мать двух девочек Мара Юшкевича и рассказала о том, что иностранцы, изъявившие желание удочерить одну из девочек, утверждали, что заплатили за нее большие деньги. Тут поясним, что приемные родители – это опекуны детей, по той или иной причине оставшихся без биологических родителей, которые воспитывают их на основании договора с государством. Они несут ответственность за приемных детей до 18 лет. Адопция же предусматривает, что ребенок становится полноправным членом новой семьи до конца жизни.


Как рассказала Мара Юшкевича, одну из ее подопечных присмотрела американская чета. Чтобы освоиться в будущей семье – ознакомиться с бытом, традициями, больше узнать будущих родителей и т. д., – девочка поехала в Америку.


И вот, по словам Мары Юшкевичи, заплаканная девочка позвонила ей и попросила забрать ее домой. А в это время в трубке послышался голос американки, которая упрекала потенциальную дочь: « Ты нам обошлась в 30 тысяч долларов и теперь говоришь, что не хочешь, чтобы мы тебя удочерили? Ты неблагодарная и корыстная!» После этого разговор оборвался.


М. Юшкевича заявила, что узнала цену еще одной своей воспитанницы. В Сиротском суде рассматривался вопрос об удочерении 13-летней приемной дочери Мары итальянской семьей. Девочка наотрез отказалась становиться их дочкой. Она пояснила, что когда проводила время в Риге с потенциальными родителями, итальянцы постоянно пили вино и ругались. Это изрядно напугало ее, и девочка решила остаться у приемных родителей. Отказ рассердил вспыльчивых итальянцев, и они задали вопрос: «А за что мы тогда заплатили вам тысячу евро?» После этого они отняли у ребенка все подарки, которые ей дарили.

ПЛАТЯТ АГЕНТСТВАМ ЗА УСЛУГИ


Из объяснений Мары Юшкевичи можно сделать вывод о том, что потенциальные иностранные родители попросту покупают латвийских детей! И делают это, получается, с помощью сотрудников Сиротских судов, которые занимаются вопросами адопции. Возможно ли такое? Прокомментировать данную ситуацию мы попросили председателя Даугавпилсского суда Ингу Цауню.


– Даже не могу представить ситуации, чтобы кто-то из коллег мог специально подыскивать ребенка для конкретной иностранной семьи и получать за это деньги. Это просто нереально. Хотя бы потому, что Сиротские суды получают указания из Министерства благосостояния. Потенциальные родители получают разрешение в Минблаге и только после этого могут смотреть будущего сына или дочь. Я работаю в Даугавпилсском сиротском суде уже 11 лет, и за это время не было ни одного случая, чтобы кто-то обращался к нам с просьбой за деньги подобрать ему ребенка. Полагаю, что затраты связаны с услугами. Например, в Америке все услуги платные, и стоят они немало. Будущим родителям, например, нужно пройти обучение. А ехать порой приходится за 200 миль. И не один раз, а 5–6. Поездка в Латвию тоже стоит порядка 1000 долларов на одного человека. В нашей стране иностранцам приходится оформлять документы, им необходимы услуги переводчика.

 

Кроме того, надо где-то жить, пока они находятся в Латвии, оформлять страховку, а если у них есть свой представитель в нашей стране, то необходимо оплачивать его услуги. Отсюда и складываются затратные суммы. Но они напрямую не связаны с адопцией ребенка. Некоторые из потенциальных родителей заранее заключают договор с агентством, которое ведет все дела и оформляет соответствующие документы. Соответственно, в смету включается и оплата его работы. И насколько я поняла, американская семья вела дела именно при посредничестве агентства в Латвии. Кстати, и латвийские будущие родители не совсем бесплатно могут адоптировать ребенка. В некоторых самоуправлениях, например, того же психолога можно пройти бесплатно, в других – нужно оплачивать его услуги, а это примерно 10–15 евро. Надо проходить и медосмотр, который тоже стоит денег. Поэтому говорить о том, что в Латвии дети продаются, – беспочвенно, – отметила Инга Цауня.

ЕСТЬ СИГНАЛ...


Не верить И. Цауне, безусловно, нет оснований. Но, как она подчеркивала, указания Сиротские суды получают от министерства… Так вот, газета Diena утверждает, что ей удалось пообщаться с некоторыми приемными семьями, которые рассказывали, что министерские чиновники продавали-таки детей иностранцам. Как пишет издание, одна из приемных мам рассказала журналистам, что ее приемный ребенок был адоптирован в итальянскую семью, за что некий чиновник Минблага получил 5000 евро. Об этом ей сообщила итальянская мать ребенка. Но заявлять об этом во всеуслышание приемные родители отказываются. Боятся репрессий со стороны министерских чинов.


Кстати, приемные семьи не имеют никаких юридических прав на детей, воспитываемых ими. Например, после того как в суде от адопции отказалась воспитанница Мары Юшкевичи, приемная мама обратилась в Государственную инспекцию по защите прав детей, где ей пояснили, что у нее нет никаких прав вмешиваться в процесс удочерения.


В связи с этим член правления общества Zvannieku mаjas (общество объединяет добровольцев, которые заботятся о детях, не имеющих самого необходимого для нормальной жизни) Линда Бальчуне считает, что Минблаг сделал приемные семьи эдаким своеобразным трамплином к иностранной адопции.