Чем может закончиться любовь к экзотике

Чем может закончиться любовь к экзотике
Одно из частных объявлений в Интернете сообщает о следующем: «Ветеринарная помощь с приездом в Латвию экзотическим животным и птицам. Лечение сервалов, каракалов, леопардов, лемуров, обезьян, крупных попугаев, страусов и других животных. Консультации по кормлению и содержанию».

Объявление явно адресуется не Рижскому зоопарку, а тем, кто содержит экзотических представителей животного мира в пределах личной недвижимой собственности. Помощь частного специалиста Владислава (фамилия не указана) неизвестной квалификации оценивается им самим в 500 евро. Адрес клиники также не указан, есть только телефон. Объявление дано в начале 2014 года. Согласитесь, такая подача услуг ветеринарии наводит на размышления. Известно, что официальным путем в Латвию ввозится не так уж много экзотической живности. Гораздо больше пересекает границу, не имея на то никакого права, то есть нелегально. Контрабандное зверье быстро находит хозяев, которые, обретя желанный экземпляр и выложив за него нешуточные деньги, не стремятся поставить в известность соответствующие органы.


Латвия ежегодно прирастает экзотами. Интерес к экзотике на фоне глобализации и изменения климата не остывает – в стране множатся нетипичные для нее виды растений и животных. Все это можно было бы приветствовать, но такое экзотическое увлечение может представлять нешуточную угрозу для людей и животных.


О том, кто нынче «водится» в Латвии, хорошо осведомлен директор Латгальского зоосада Михаил Пупиньш – ученый, которому жители частенько сообщают об обнаружении той или иной нехарактерной особи животного мира. Со слов М. Пупиньша, это в первую очередь новые для наших широт виды черепах. Так, в Цесисском районе была обнаружена среднеазиатская черепаха – коренная обитательница пустыни Каракум и Африки. В Рижском районе жители обнаружили южноамериканскую расписную черепаху, при этом панцирь у самца был потертым – следствие длительного проживания на воле. В одном из латвийских водоемов сотрудники Управления охраны среды выловили китайского трионикса – дальневосточную черепаху. Триониксы, которых надо опасаться, учитывая их возможность больно укусить, прижились в климате Германии, а теперь, похоже, осваивают Латвию. В начале продолжающегося лета трионикс был пойман в болоте неподалеку от Латгальского зоосада. Панцирь у него круглый, не имеет роговых щитков, покрыт мягкой кожей, с мягкими же краями, которые помогают черепахам зарываться в ил. А буквально несколько дней назад в Яунмарупе жители поймали черепаху вида Graptemys pseudogeographica (Псевдогеографическая).

 

М. Пупиньш уточняет, что это уже девятый вид черепах, обнаруженный в водоемах Латвии. «Пойманную черепаху мы поместили в отдельный террариум. Это половозрелый самец, очень пугливый. Будем делать анализы с учетом страны происхождения. Иноземцы переносят вирусы различных заболеваний, что представляет опасность для наших болотных черепах и других латвийских рептилий. В настоящее время в Испании гибнут болотные черепахи от вируса, занесенного красноухими черепахами. Наши болотные черепахи тоже не готовы переносить чужих паразитов, они не умеют с ними бороться. В Латвию сейчас идет волна иноземных черепах. Если вы видите необычную черепаху, надо ее поймать, сфотографировать и сразу проинформировать о находке в Латгальский зоосад», – говорит ученый
В продолжение экзотической темы М. Пупиньш вспомнил о случае в Илуксте, когда женщина сообщила ему о динозавре, которого встретила на улице этого городка.


«Динозавр стоит, смотрит на меня не мигая и шипит. Приезжайте!» – испуганно говорила она в трубку, не понимая, что перед ней игуана. И было чего испугаться – размеры-то «чудища» больше метра! Однако в момент, когда озадаченный М. Пупиньш направлялся на машине в Илуксте, его уведомили, что у «динозавра» нашелся хозяин, которому, кстати, пришлось снимать сбежавшую игуану с дерева. «Удивляюсь людям, которые заводят себе таких домашних любимцев! Тогда уж надо помнить, что у всех животных в крови заложено: сбежать из неволи, чтобы передать свой генотип», – говорит Пупиньш.


При удобном случае от хозяев сбегают все – в латвийских лесах отлавливали и страусов, и кенгуру, и длиннохвостых попугаев, и змей… И вот тут складывается такая картина: если в отношении кенгуру и прочих, по выражению Михаила Пупиньша, «все обрубит зима», то со змеями «зимний номер» не проходит – змеи найдут, где укрыться от холодов и благополучно перезимовать, невзирая на то, что они экзотические. В подтверждение пример со сбежавшим питоном, устроившимся на зимовку в даугавпилсской теплотрассе. Ученый категорично против содержания змей в домашних условиях. «У змеи свои идеалы и мысли. Держать дома ядовитую змею – это как общаться с инопланетянином, не знаешь, чего ожидать», – поясняет он. И это действительно так. От укусов змей погибали даже ученые-герпетологи с мировым именем.

 

Казалось, что эти люди знали о змеях «все и даже больше». Поэтому те, кто умиляется, приобретая в зоомагазине 50-сантиметрового питончика, должны помнить, что он может вымахать до метров 5–7 и однажды прикончить своего хозяина, как это произошло с 23-летним Патриком фон Аллменой – четырехметровый питон «в порыве нежности» задушил его в своих объятиях.