Крутые берега молочной реки1

Крутые берега молочной реки
Эмбарго, введенное в России, больно ударило по производству молока в Латвии, теперь у нас не производство, а перепроизводство – закупочные цены упали до критической отметки, а коровы на это никак не реагируют, поставляя молоко в том же количестве.

Вот что сказала газете «СейЧас» консультант по развитию села Рута Грустане (консультирует волости: Науене, Бикерниеки, Амбели).


– Ситуация просто ужасная. Скажу за себя: в декаду сдаю 4 тонны молока (У Р. Грустане своя ферма – 20 коров). Но если до эмбарго можно было получить 250 евро за тонну, то сейчас за то же количество – только 200 евро. То есть один кг молока оценивается при сдаче в 20 евроцентов. При этом мы отвозим молоко переработчику на своей машине. К молоку сейчас предъявляются высокие требования по качеству: все должно соответствовать установкам переработчиков. Важно все: содержание жира, белка, содержание соматических клеток (показатель здоровья вымени), бактериальная обсемененность, точка замерзания… И если какой-то показатель хромает, цена падает еще ниже. Каждое предприятие принимает молоко по своим расценкам, но у всех общее одно – закупочные цены снизились.

 

В Науене самая большая молочная ферма «Вецпилс». Думаю, там тоже паника, ведь неизвестно, что всех нас ждет. Фермеров никто не предупреждает об изменении цен. Получаем документацию по сданному молоку – и тогда только видим цены. У многих взяты долгосрочные кредиты. Как их отдавать?! И это все результат политики. Однако самих политиков трудности не коснутся, ведь страдают всегда те, кто их обеспечивает! – сокрушается Р. Грустане, и не одна она.


Тем не менее люди надеются, что правительство окажет поддержку перерабатывающим предприятиям и фермерам. Руководитель молочной группы Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций (СССО) Сандра Стрицка указывает, что производители поставлены в положение, когда они должны срочно искать новые рынки сбыта – латвийский рынок для них слишком мал, тогда как закупщики из Литвы после объявления Россией эмбарго стали расторгать договоры о закупках. Поясняется, что фермеры не виноваты в начавшемся кризисе, а посему правительство и органы ЕС обязаны придумать, как выйти из сложившейся ситуации, другими словами, куда крестьянам девать надоенное молоко? Конечно фермеры крупных стран ЕС сейчас в лучшем положении – у них существуют резервы для помощи, тогда как в Латвии таких ресурсов не предусмотрено.

 

По мнению заместителя председателя правления СССО А. Краузе, правительство должно лоббировать интересы латвийских фермеров, связанные с компенсациями из специального фонда ЕС пострадавшим отраслям. Не хотелось бы повторения сценария 2009 года, когда фермеры дождались поддержки спустя почти два года. «Премьер-министр должна твердо потребовать этого в Брюсселе, потому что неправильно использовать деньги из латвийского бюджета, которые необходимы для других общественных групп», – говорит Краузе.


Всего какой-то год назад молока в Латвии не хватало. В 2013-м средняя закупочная цена подпрыгнула до 203 латов за тонну! В соседней Литве в это время молоко закупалось по 210 латов, вот и повадились хитроумные литовцы «рыбачить» в латвийских молочных реках. Для жителей Латвии цены на молоко кусались еще и потому, что свою коммерческую линию гнул диктат крупных торговых сетей, снимающих все сливки. В среднем цена литра латвийского молока в магазинах составляла 0,70 лата, – 45% из них связывалось с наценкой торгового предприятия. С тех пор мало что изменилось в этом плане, так что это еще одна проблема.


В настоящее время поддержка требуется всем сельскохозяйственным отраслям, но больше всех в сложившейся ситуации проигрывают производители молока. Ведущее латвийское молокоперерабатывающее предприятие Food Union призывает население выбирать местные продукты, произведенные из латвийского молока. Food Union проинформировало о снижении цены на свою продукцию до 30%. Цель – увеличить сбыт и поддержать латвийских крестьян. Сообщалось, что цены снижаются на бренды продукции производства Food Union – Valmiera Piens, Rasa, Lakto, Limbažu piens и Rasеns, то есть на молоко, кефир, сливки, масло, творог, йогурты, продукты Lakto, а также на свежий сыр и другие продукты в пределах от 15% до 30%. Но до недавнего времени покупатели снижения цен на молоко особо не замечали.


В этот понедельник газета «СейЧас» побывала в магазине, расположенном в центре города. Открылась такая акционная картина, «написанная» торговцами за литр молока: Baltajs – 0,89 евро (ранее 1,05 евро), Kārums – 0,85 евро (ранее 1,09 евро), Limbažu – 0,89 евро (ранее 1,02), Valmiera 1,05 евро (1,48 евро). Предлагалось и молоко Piim производства Эстонии с информационными надписями на русском языке (тоже отзвук политики санкций!), цена за литр составляла 0,89 евро.


Кстати, в рекламном буклете RIMI за период 15.04.2014 – 21.04.2014 указывалась акционная цена литра молока Valmiera – 0,79 евро (ранее 1,09). То есть нынешние, подоспевшие к эмбарго, акции покупателя не шибко балуют, цены на натуральные продукты продолжают расти, прикрываясь временно акционным позитивом, как банным листком. Вопрос, чем прикроется вся молочная отрасль страны?