Лучший соцработник Даугавпилсского края

Лучший соцработник Даугавпилсского края
Социальными работниками не рождаются, ими становятся. Так получилось и в жизни Татьяны Смаргуне, которую в минувшем ноябре Министерство благосостояния провозгласило лучшим социальным работником Даугавпилсского края (2014). Смаргуне была отмечена дипломом и памятными часами.

Подопечные Татьяны, как и она сама, проживают в Вецсалиенской волости. В социальную сферу героиня нашего рассказа вошла в 1997 году, а до этого, будучи выпускницей торгового техникума, работала продавцом в сельском магазине. В конце XX века Социальная служба Даугавпилсского района делала свои первые шаги. Социальные работники тогда не имели специального образования – люди вовлекались в этот благородный труд скорее по зову души. Татьяна знала каждого жителя волости, и не только поименно – продавцу на селе, хочешь не хочешь, становятся известны обстоятельства жизни потенциальных покупателей. В результате составляется представление о человеке, его материальном достатке, каких-то проблемах. Ведь в магазин люди приезжали не только за продуктами, но и за общением, это воспринималось возможностью рассказать друг другу житейские новости. Сейчас-то на хуторах мало кто остался… Смаргуне помнит другое время. Покупатели катили на лошадях, особенно много съезжалось в магазин в дни привоза. Люди старались приехать заблаговременно. В результате сельмаг образовывал на время некую общность ожидавших машину со свежим хлебом или продуктами – эта приходила раз в неделю.


«Раньше каждое утро колхозный автобус собирал рабочую силу по хуторам. Здешний колхоз им. Жданова напоминал трудолюбивый улей. Коллективное хозяйство специализировалось на животноводстве и растениеводстве, достигались хорошие результаты. Когда колхоза как объединяющего начала не стало, к тому же открылись западные границы страны, с хуторов пошел отсев трудоспособного населения.


Но в последнее время жизнь кажется становится позитивней, налаживается. На сегодняшний день в Вецсалиенской волости проживает более 800 человек. Тот, кто не уехал, – остался, цепляются за землю, строят дома, фермы. Труды крестьян поддерживаются европейскими субсидиями. У меня самой 30 голов крупного рогатого скота – коровы, телята. Выкупила бывшую колхозную ферму. И дети мои не покинули родную землю, живут и трудятся на ней. Дочь Юлия – специалист по работе с молодежью в Вецсалиенской волости, сын Юрий руководит нашим приусадебным хозяйством – 50 га земли, лес. Думаю, таких, как мы, несмотря ни на что оставшихся на своей земле, можно назвать патриотами», – делает вывод Татьяна Смаргуне.


Когда она приступила к работе в Социальной службе, важно было определить приоритеты – группы населения и направления помощи, характер ее оказания. Оказалось, что труднее всего научиться не принимать близко к сердцу людские несчастья, иначе быстро последует психологический износ, так называемый синдром эмоционального сгорания. Другими словами, следовало не плакать вместе с человеком, а оперативно изыскивать возможности помощи.

ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ


«Бывало, я приходила домой, а в голове все время крутилось произошедшее за день. Никогда не забуду тот ужасный случай с замерзшей маленькой девочкой. В начале 2000-х годов к нам на отдаленные хутора переселились две семьи – родители с ребенком и бабушка, которая стала проживать отдельно. И кто мог помыслить, что четырехлетний ребенок, оставленный у родной бабушки, превратится в ледышку – эта бабуля перед праздником Нового года безответственно загуляла в поселке у знакомых, а малышку оставила дома одну, печь нетопленная... Девочку нашли мертвой через два дня. Я очень переживала случившееся. Было трудно поверить в ужасную реальность. Я хорошо знала местных жителей – никто из них не был способен бросить малолетнего ребенка в таких условиях, и вот эта моя уверенность невольно распространилась на неблагополучных новоселов.

 

Шокирующее происшествие вызвало ряд проверок. Вставал вопрос: "Куда смотрела Социальная служба?" У меня возникали мысли уйти с работы, и если бы не моральная поддержка тогдашнего руководителя Социальной службы Даугавпилсского района Мары Клауцане, а также сотрудников волости во главе с председателем Семеоном Павловым, так бы и произошло. Трагическая история научила как можно глубже вникать в ситуацию. Не секрет, что сегодня пустующие хутора сдаются хозяевами в аренду, чтобы был какой-то присмотр, чтобы хутор не погиб… И мало ли какие люди могут в связи с этим поселиться в волости… Приходится держать на контроле многие вещи – собственная внимательность позволяет избегать негативных ситуаций», – поясняет Татьяна Смаргуне, окончившая со временем Высшую школу психологии и менеджмента, включая магистратуру, при БМА.


Свою задачу как соцработника она видит в том, чтобы помочь семьям, входящим в группы риска. Татьяна рассказала, что в волости проживает многодетная семья, в которой трое родных детей и четверо приемных. А в скором времени она пополнится еще одним родным ребенком. Родители – уроженцы этих мест. Отец детей трудится в крестьянском хозяйстве у одного из жителей волости, а матери достает заботы о детях и в собственном хозяйстве: есть корова, телята, поросята и иная живность. Родные и приемные дети приучаются к крестьянскому труду, что, по мнению Татьяны, очень важно.


«По роду своей деятельности мне приходилось сталкиваться с детьми из детдомов, не имевших представления о, казалось бы, элементарных вещах. Семья, о которой идет речь, проживает в небольшом домике, но это как раз тот случай, когда в тесноте, да не в обиде. Для каждого ребенка оборудован свой уголок, в обязанность каждому вменяется ухаживать за своим питомцем – кроликом, хомячком, птичкой… И дети делают это с удовольствием! В связи с тем, что семья большая, у родителей есть право обратиться по поводу расширения жилплощади в Краевую думу, но они не хотят переезжать из наших мест. Выход видится в том, чтобы преобразовать один из заброшенных хуторов на территории Вецсалиенской волости. Данная семья имеет статус малоимущей, что, однако, не гарантирует достаточных доходов. Существует острая необходимость в стройматериалах, детям нужна новая одежда, особенно девочкам 16-ти и 17-ти лет. К тому же приближается Рождество. Желающие оказать помощь могут сделать это, предварительно связавшись со мной по телефону 65475865», – говорит Татьяна.


И продолжает: «Пока не уйти от проблем, связанных с одинокими пенсионерами, пребывающими в преклонном возрасте. Некоторых бессовестно обманывают родственники. Социальная служба обеспечивает домашний уход одиноко проживающим пенсионерам, чей доход меньше 120 евро, эти люди могут претендовать на бесплатные услуги соцработника. Те же, чей доход исчисляется большей суммой, по закону должны доплачивать за них из своей пенсии, в зависимости от конкретных услуг.


Порой приходится узнавать о вопиющих случаях. Так, на одном из хуторов волости сейчас проживает женщина, возраст которой приближается к 90 годам.


Когда после смерти мужа она еще была способна вести хозяйство, объявились родственники. Эти люди стали привозить ей продукты и в итоге уговорили переписать на них недвижимую собственность. Обставлено это было как сделка купли-продажи, причем никаких денег старушка в итоге не увидела. К сожалению, эта женщина ни с кем не посоветовалась перед тем, как решиться продать дом. В результате собственность была переписана на нового хозяина, а потом продана другим людям. Договор о том, что родственники обязуются ухаживать за бабушкой, заключен не был, и тот, кто перекупил дом, имел полное право ее выселить. К счастью, покупатель оказался человеком благодушным – разрешил старушке дожить свой век в родных стенах. Сейчас за ней ухаживает наш работник, приносит продукты, моет.


Примечательно, что такие одинокие бабушки стараются отдать часть своей пенсии родственникам, которые в основном и навещают старушек ради денег, никакой помощи ждать от них, увы, не приходится», – сетует Татьяна.

ДЕЛА «АМУРНЫЕ»


По ходу нашей беседы выяснилось, что Т. Смаргуне наградили не только за осуществление социальной заботы о части местного населения, но еще и потому, что человеком «сделано больше, чем того требуют обязанности по работе», – Татьяна занимается облагораживанием парка, заложенного еще в 1870 году. Парк площадью в несколько гектаров расположен рядом с Червонским замком, который приобрел широкую популярность в связи с тем, что в его исторических чертогах регистрируются свадьбы.


«Лет 15 тому назад у меня появилась дополнительная обязанность – следить за порядком в парке: траву вовремя косить и прилегающую к замку территорию озеленять. В последние пять лет мероприятия, связанные с состоянием парка, активизировались. Под моим началом работают "столатовики", руками которых и производится большинство сезонных работ.


Кроме того, в парке появились симпатичные беседки, построен пирс, очищен пруд, в него с этой целью прошлой осенью запустили 30 травоядных амуров. Амуры хорошо перезимовали и дали потомство. С пирса интересно наблюдать, как эта рыба плавает в водах пруда», – рисует романтическую картину Татьяна. После чего вспоминает о поездках сотрудников Социальной службы Даугавпилсского края в страны Евросоюза. Такие поездки по обмену опытом происходят ежегодно, частично их финансирует Краевая дума.


«Наибольшее впечатление на меня произвело посещение Центра матери и ребенка во Франции. Попадая сюда, несовершеннолетняя мамочка находит самое большое внимание, ей и ее ребенку уделяется много времени, женщина проходит полную адаптацию – учится, получает профессию. В период отсутствия матери ребенка досматривает ассистент. И только когда такая мамочка готова к самостоятельной жизни, она может покинуть Центр, при этом предоставляется обустроенное социальное жилье, оказывается помощь в трудоустройстве, – делает акцент Татьяна. – Возвращаясь к жителям Вецсалиенской волости, скажу, что люди у нас очень хорошие, приветливые, но ведь от проблем никто не застрахован – ни в городе, ни в деревне.


Моим надежным путеводителем по жизни стала подруга Валия, мы с ней хорошо понимаем друг друга. Валия умеет выслушать – важное для человека качество. Бывает настроение, когда нам обеим хочется петь. Любим и русские, и латышские песни. Поем обычно на два голоса. Вот эту, к примеру: "Пусть говорят, что дружбы женской не бывает…"»