«Историю можно рассматривать как завещание толерантности»

«Историю можно рассматривать как завещание толерантности»
«Величайшее недоразумение – вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов», – замечал Дидро. Газета «СейЧас» узнала, легко ли преподавать историю в современной Латвии, разговорившись с предметником Ларисой Желве, «исторический» стаж работы которой в школе перевалил за второй десяток лет.

Лариса Желве ведет уроки истории в Даугавпилсской Русской средней школе-лицее. Напомним, что это образовательное учреждение по итогам рейтинга 2013–2014 учебного года заняло 2-е место, уступив только 1-й Рижской государственной гимназии, а также о том, что сегодня предмет истории изучается с 6-го класса, а не с 4-го как это было раньше. Итак, внимание на интервью.


– Лариса Анатольевна, согласны ли вы, что предмет истории приобретает особое значение. «В моде» разные взгляды и толкования, порой шокирующие, в результате чего матушку-историю порой не узнать… Как в связи с этим приходится учителю?


– Смотря какую ставить задачу. Ведь одно дело – толкование фактов, и совсем другое – пытаться вместе с детьми отвечать на вопрос, почему то или иное событие оказалось возможным, – это сложнее. История – наука, которая время от времени меняет взгляды на саму себя. Сейчас преподавание истории состоит из множества мнений, в учебнике представлены самые разные источники, каждый из которых отражает определенную позицию. При этом на ту или иную точку зрения накладывается личный опыт семьи ученика, информация среды, в которой он живет, а также информация, полученная из СМИ. Преподавать историю, когда каждый мыслит себя специалистом, с одной стороны, сложно, а с другой – интересно. Я категорически против навешивания ярлыков. На уроке ставится задача – изучить противоречивые моменты истории на основе исследования и анализа источников и литературы. Ученик отвечает на вопросы в конце главы, но ответ от имени автора учебника отсутствует, его надо найти самому, основываясь на источниках, которыми учебник изобилует. Стандарт заключается в том, чтобы находить информацию, сопоставлять ее, делать самостоятельные и обоснованные выводы.


– Вы недавно вернулись из Израиля, что полезного извлекли из поездки?


– Это были курсы в Яд ва-Шем для учителей истории (проводятся в сотрудничестве с Министерством образования и науки Латвии). Поездка состоялась уже в 6-й раз благодаря международной организации изучения Катастрофы. Из Латвии приглашалось 25 учителей. Курсы были ориентированы на исследование проблемы Холокоста, на то, как ее освещать в школах стран Европы, обсуждалось, насколько эта тема важна сегодня. Консул Латвии в Израиле спрашивал нас: следует ли уделять внимание Холокосту в рамках школьной программы. Ответ был единогласным: да! О Холокосте до сих пор можно услышать разные мнения. Проблема не теряет актуальности – надписи «Бей жидов!» то там, то тут пишет рука нашего с вами современника. Временная поверенная в делах Латвии Ронит бен-Дор еще в начале 2000-х годов указывала, что в ЛР не был осужден ни один нацистский преступник или его пособник, на то, что в Советской Латвии такие суды были, но это не снимает обязательств с независимой Латвии. На курсах мы говорили не о газовых камерах нацистов, а о том, почему это стало возможным, об истоках Холокоста. Я учу детей осторожно и аккуратно подходить к потоку информации. Ведь трагедия еврейского народа произошла и потому, что немцы безоговорочно верили в навязываемые им постулаты – евреев убивали не один и не два человека. В то же время были и те, кто спасал, рискуя собственной жизнью, – это Праведники мира.


– История преподается в хронологическом порядке?


– С 6-го по 9-й класс – да. В 6-м классе дети изучают историю Древнего мира, в 7-м – Средние века, в 8–9-х классах – Новое и Новейшее время, отдельно идет предмет История Латвии. В 10–12-х классах на изучение истории мира и Латвии предусмотрено 2 часа в неделю. Старшеклассники с 2011 года изучают историю по учебнику В. Клишанса. Учебник насыщен цитатами из документов, визуальным материалом, но при этом существует возможность выбора – отбирай из представленного, что тебе надо, и работай. В. Клишанс – сам учитель, является председателем общества учителей истории Латвии.


– Насколько история интересна детям?


– В век, когда достаточно клика «мышки», чтобы информация стала доступной, у ребенка может возникнуть вопрос: а зачем мне вообще учебник? Понимание его необходимости наступает тогда, когда учитель разъясняет, что события, к примеру, XX века, уходят своими корнями глубже. Это помогает, например, понять, почему в Даугавпилсе сложилась такая многонациональная среда. Без углубления в историю на эти и другие вопросы ответить невозможно. Все в руках учителя. Да, есть стандарт, однако и к стандарту можно подойти творчески.


Наибольший интерес у большей части моих учеников вызывают события XX века. В то же время многие интересуются временами Римской империи с точки зрения зарождения современной Европы, христианства. XX век – это прежде всего интерес к событиям Первой и Второй мировой войны, к процессу распада СССР, к тому, как образовывались независимые государства. В связи с недостаточностью учебного времени, выделяемого на предмет, учителю некогда рассказывать, как действовал тот или иной фронт в период войны. Так, на Вторую мировую, включая ситуацию в Латвии (1939–1945), отводится всего 7 уроков по 40 минут. Успеваем упомянуть о Сталинградской битве, о Курской дуге, о Холокосте и Ленинградской блокаде. Еще о первых днях войны: почему столь мощная держава, как СССР, оказалась не способной дать отпор Германии.


Иногда ученики задают вопрос: кто хуже – Сталин или Гитлер, но я предлагаю им ответить на него самим в конце изучения темы. И тогда приходит понимание: дело не только в Сталине или Гитлере, дело в режимах, направленных против прав человека в определенные отрезки времени. По отношению СССР к Латвии в учебниках употребляется разная терминология: оккупация, инкорпорация, аннексия. Чтобы ученик смог уяснить, а что же все-таки было и как оценить события 1940 года, обращаемся к документам того времени, определяем законность тех или иных требований и решений. Когда не хватает информации, я подбираю видеофрагменты, создаю презентации.


– Существуют ли проблемы в связи с изучением предмета на латышском языке?


– В 10-м классе ребята спокойно строят ответы на латышском. Правда, иногда возникают чисто терминологические сложности, но к 12-му классу эта проблема решается. У девятиклассников есть возможность заглянуть в учебник на русском языке, изданный в Латвии. Шестиклассникам сложнее – они не обладают достаточным словарным запасом, тогда на помощь приходит учитель, который создает словарь терминов, обеспечивает визуальным материалом, благодаря чему материал воспринимается легче.


– Какие работы оцениваются по 10-балльной шкале?


– В средней школе – это проверочные письменные работы, а в основной – выполнение различных творческих заданий. Например, недавно мои ученики работали над проектом о средневековых замках на территории Латвии. Могу предложить подумать о спорном вопросе, возникшем на уроке в рамках темы. Иногда прошу обобщить большой информационный материал. За домашнее задание, как и за устные ответы на уроке, оценка не выставляется, только зачет или незачет.


– Современные дети имеют больше возможностей, чем их предшественники, они могут путешествовать, своими глазами увидеть ту же Грецию с ее архитектурными памятниками.


– Казалось бы, так, но иногда из путешествий ученики приезжают с одним впечатлением: в отеле было все включено! Стараюсь на своем примере показать, что на отдыхе можно «обогатиться» не только «кулинарными изысками» и купанием в море: показываю сделанные во время отпуска фотографии – дворец Миноса и т. д. Из Израиля тоже фотографии привезла.


– Сегодняшний ученик имеет право на личную точку зрения?


– Имеет, но есть условие: это точка зрения должна быть аргументированна, подкреплена доказательствами. При этом следует быть толерантным, уважать чужое мнение. Стараюсь учить детей думать, рассуждать. Это дается нелегко, иногда при отличном построении ответов за аргументацию ученику приходится выставлять один пункт из трех возможных. Должна подчеркнуть, что даугавпилсские дети находятся в сложном информационном пространстве, ввиду чего источники информации очень рознятся.


– В этом году выпускники 9-х классов впервые будут сдавать обязательный экзамен по истории Латвии. Дети понимают, что Россия и СССР – это разные государства?


– В этом году мы впервые выпустим девятые классы, которые до этого изучали отдельно историю Латвии и отдельно – всемирную историю. На страничке Министерства образования и науки выложена программа, по которой пройдет экзамен, никакой конкретики при этом нет. Дети будут сдавать обязательный экзамен только по истории Латвии (до этого экзамен был общий), после которого станет ясно, к чему привела эта реформа. По второй части вопроса: для некоторых школьников использование названия Россия или СССР часто просто неосознанно. Объясняю, что все-таки это два совершенно разных государства, но понимание приходит с изучением истории XX века в 9-м классе.


– Предмет истории не слишком политизирован?


– Стандарты и программа дают историческую основу, но как предмет истории будет преподноситься в классе – в немалой степени зависит от учителя. Меня больше волнует нехватка часов на этот предмет, приходится нестись «галопом по Европам». Ведь что такое час в неделю? А если ребенок его проболел?! Вся наша история – продукт того края, который достался нам в удел. Если бы народ развивался сам по себе и никто не вмешивался, была бы другая картина. Но история часто зависит от того, кто живет по соседству. Вот я и стремлюсь научить детей жить рядом, не причиняя вреда друг другу. А для этого надо интересоваться культурой и историей людей разных национальностей, населяющих страну, их болью.


– Экзамен по истории в 12-м классе добровольный. А чтобы поступить, допустим, в ЛУ на исторический факультет, надо сдать что угодно: математику, латышский, но только не историю…


– Да, такой подход странен. В свое время история нужна была и для поступления на юридический факультет. При сдаче этого экзамена обнаруживалось, как человек строит свою мысль, анализирует. Возможно, если бы обязательный экзамен по истории имел место в 12-м классе, школьники подходили бы к нему более осознанно. С другой стороны, не всем это нужно, поэтому я оставила бы обязательным экзамен только для тех, кто поступает на юридический и исторический факультеты.


– История народа – это всегда его завещание?


– Я сказала бы, что историю можно рассматривать как завещание толерантности, и это относится к любому народу, желающему мира себе, своим детям и внукам.