Новый закон признали гибельным для 95% заемщиков

Новый закон признали гибельным для 95% заемщиков
Решать с помощью недавно принятого Закона о неплатежеспособности проблемы латвийских заемщиков, 95% которых брали кредиты для покупки одного жилья - абсолютно недопустимо, это все равно, что "стрелять из пушки по воробьям". 
Об этом в интервью передаче "Разворот" радиостанции Baltkom 93,9 заявил глава Латвийской ассоциации коммерческих банков Теодор Тверийонс. По его словам, банкротство как "спасение от долгов" имеет смысл только для спекулянтов, да и спасением этот шаг можно назвать с большой натяжкой.

Тверийонс подчеркнул, что проблема с погашением кредитов, с которой многие кредитополучатели столкнулись в последние два года вызвана не действиями банков, а прежде всего - безработицей в стране, падением доходов жителей и, как следствие, платежеспособности заемщиков. А значит решать надо именно эти проблемы: если нет работы, надо искать ее, увеличивать доходы, но платить кредит.

"95% всех заемщиков имеют один, максимум два кредита, которые брались для ремонта или покупки жилья. Средний остаток ипотечного кредита по всем заемщикам составляет 32 тысячи латов. Так какой смысл банкротировать ради этой суммы, которую вполне можно погасить за 10-15 лет!?", - сказал глава банковской ассоциации.

По его словам, банкротство вовсе не означает, что человек может отдать банку недвижимость, под которую брал кредит и быть свободным от финансовых обязательств. "Новый закон говорит, что банкротирующий должен продать всё свое личное имущество, а не только то, которое заложено в банке. Себе может оставить разве что бритву. Аудио -, видеотехника, машина, недвижимость - все это должно быть продано. И только когда это сделано, вступают в силу нормы закона, которые позволяют заемщику через определенное время рассчитывать на списание банком части кредита, которая осталась после продажи имущества", - пояснил Тверийонс.

Он указал, что единственная категория лиц, для которой неплатежеспособность может быть выходом - это так называемые спекулянты, которые до кризиса накупили недвижимости и теперь имеют огромные кредиты и по нескольку квартир, домов и земельных участков, которые невозможно продать.

"Мы проанализировали 80 из 120 уже имеющихся дел о банкротстве физических лиц и выяснили, что их общая задолженность составляет 34 миллиона латов (!), это в среднем по 425 тыс. латов на голову. Им принадлежит всего 637 объектов недвижимости, то есть по 8,5 единиц на каждого. Они не могут продать это все по той цене, по которой купили, и у них нет иного выхода, кроме как банкротство. Но при этом человек лишится всего. Это несчастье для семьи", - подчеркнул Тверийонс.

По мнению руководителя банковской ассоциации, решать проблему большинства простых заемщиков надо было с помощью специальной государственной программы поддержки, в рамках которой кредитополучатели могли бы не погашать кредит в течение какого-то времени, в период финансовых трудностей.

"Но такая программа так и не была принята правительством, поэтому проблема возврата кредитов осталась на плечах заемщиков, которым пришлось затянуть пояса и банков, которые понесли огромные убытки - только в прошлом году они были вынуждены вложить порядка миллиарда латов в капитал для обеспечения плохих кредитов", - заключил гость радио Baltkom 93,9.