В России помнят о латышском поэте

В России помнят о латышском поэте
И вот наступило время нашего последнего путешествия. Путешествие было заочным – в эпоху современных технологий в этом нет ничего сложного.

В городе Слободском Кировской области Российской Федерации уже более 20 лет работает единственный музей Райниса за рубежом. Познакомимся с ним поближе.

 

«Гнездишко поменьше Паневежиса»

 

Райнис приехал в Слободской 17 июня 1899 года. Сменил несколько квартир. И в апреле 1900 года поселился в доме №24 на улице Вятской, снял две комнаты. Вятская – единственная улица в городе, которая не меняла своего названия. Называется так потому, что соединяла уездный городок с губернским городом Вяткой и вела к реке Вятке. 

 

В России помнят о латышском поэте

 

В России помнят о латышском поэте

 


 

Райнис пишет Аспазии про Слободской, что «это гнездишко поменьше Паневежиса, но садов и каменных домов больше, две улицы начали мостить булыжниками… Всего, кажется, четыре-пять улиц. Есть женская гимназия, библиотека, почта, аптека». А вот что пишет Роальд Добровенский в романе «Райнис и его братья. Семь жизней одного поэта»: «Городок Слободской – тихий, зимою звенящий от мороза, глянешь с обрывистого берега на реку – сверху, как с высоты птичьего полета, открываются леса. Широко! Весной и осенью, чтоб пройти к реке, нужны сапоги по горло. Но в памяти остаются не грязь, не лужи, а – солнце, а тишина, а звенящий от стужи, как тонкий хрусталь, родниковый воздух… Недолгая дорога до берега, излюбленная лесная тропа: здесь он думал, работал, переводил, здесь складывались строчки его собственных стихов».

 

Райнису не разрешили заниматься адвокатской деятельностью, поэтому он полностью посвящает себя литературному творчеству: пишет стихи, статьи, занимается переводами. Слободской можно считать местом рождения Райниса-драматурга. В 1901 году он создает первое драматургическое произведение – пьесу «Полуидеалист». В Слободском также сложился первый поэтический сборник «Далекие отзвуки синего вечера». В сборник вошли 96 стихотворений, примерно половина из них относится к слободскому периоду.

 

Здесь он переводит на латышский язык «Марию Стюарт» Шиллера, «Короля Лира» Шекспира, «Демона» Лермонтова и других классиков мировой литературы. Переводы приносили дополнительный заработок. За годы ссылки Райнис перевел целую библиотеку. Обязательная норма – 40–50 строк стихотворных переводов ежедневно. Порция прозы исчислялась многими страницами. 

 

– За четыре года Райнис успел привязаться к этим местам. В городке его все знали, все с ним здоровались. Он полюбил здешний народ, и его полюбили. Для всех окружающих Райнис был безобидным, добрым человеком, который что-то бесконечно писал. Видели, что живет от письма до письма, радуется, когда его получает. Он много помогал местному населению: писал прошения в суд, корректировал просьбы, письма. Ему всегда тоже старались помочь: то несли лишнюю охапку дров, то помогали растопить печь, чинили одежду. Он привязался к вятской земле. Райнис восхищался хваткой русского народа, нашим языком, обычаями; уговаривал Аспазию, которая регулярно навещала мужа, никуда не ехать. Остаться здесь, в Слободском. Жить в России, работать для Латвии. Но Аспазия не согласилась, – рассказывает Жанна Жилина, заведующая Домом-музеем Яна Райниса в Слободском.

 

2 мая 1903 года Аспазия и Райнис уехали в Латвию.

 

Открытие музея

 

История музея Райниса начинается в 1952 году, когда в Слободском краеведческом музее была оформлена небольшая экспозиция, включающая в себя один стенд, посвященная политическим ссыльным Слободского. 19 мая 1992 года состоялось торжественное открытие Дома-музея Яна Райниса. В фондах музея нет личных вещей латышского поэта. Есть только два предмета, принадлежавших хозяйке первой квартиры, которую снимал Райнис, – Марии Вонифатьевне Городиловой. Это плетеное кресло и рамка для фотографий.

 

– Глядя с улицы на это неприметное деревянное здание, подумаешь: «Обыкновенный дом…. Что в нем интересного?» Но открыв двери, сразу попадаешь в другую атмосферу, в другую эпоху. Здесь время остановилось, – продолжает рассказ Ж. Жилина. – Сразу с порога, выглядывая из своей комнаты, тебя встречает сам поэт. Смотрит на тебя строгим взглядом, как будто хочет заглянуть в душу, чтобы узнать, с какими мыслями и чувствами ты пришел. И хотя в музее личных вещей Райниса нет, интерьер гостиной полностью совпадает с интерьером того времени, когда здесь жил латышский поэт. Так и хочется сесть за накрытый к чаю стол, а тепло истопленной печки располагает к задушевной беседе.

 

Музей встречает гостей ежедневно. Сюда заглядывают писатели, поэты, художники, все, кому интересна история города. Ежегодно музей посещают более 7000 человек. Здесь происходят значимые для Слободского события и важные встречи.

 

«С благодарностью за любовь...»

 

Последние годы в Слободском богаты интересными встречами с делегациями из Латвии. По словам Ж. Жилиной, особо памятной была встреча с латышами, внуками и детьми тех латышей, которые сидели в вятских лагерях. Эта организация носит название «Дети Сибири», руководит ею Дзинтра Гека.

 

В ноябре 2011 года в музее была открыта выставка «Латыши в России» из цикла «Латыши в мире». Она предоставлена Посольством Латвии в Российской Федерации. Выставка стала еще одним звеном в укреплении культурных, общественных и дружеских связей между нашими странами. И прекрасным подарком в преддверии 20-летнего юбилея музея.

 

– В 2012 году музей отпраздновал свой небольшой юбилей – 20 лет. За этот промежуток времени многое удалось сделать, но еще больше у нас впереди. На юбилейных мероприятиях, посвященных 20-летию музея, побывали почетные и очень дорогие для нас гости. Это Чрезвычайный и Полномочный Посол Латвийской Республики в Российской Федерации Эдгарс Скуя, губернатор Кировской области Никита Юрьевич Белых, глава Слободского Евгений Анатольевич Рычков. Мы были рады видеть на празднике наших коллег из Латвии – директора Объединения мемориальных музеев Риту Мейнерте и директора Дома-музея Райниса и Аспазии Гайду Ябловскую, – говорит Ж. Жилина.

 

В России помнят о латышском поэте

В России помнят о латышском поэте


 

Во дворе музея гостей встречала театральная постановка по пьесе Райниса «Индулис и Ария».

 

В мемориальной комнате все желающие могли увидеть театральный этюд «Райнис в Слободском», рассказывающий о том, как поэт прибыл в город и устроился в доме Марии Вонифатьевны Городиловой. В рамках праздника в музее открылась выставка «Дальние отзвуки Латвии в Слободском». Экспозиция рассказывала о создании музея и тех связях, которые были и до сих пор поддерживаются между Россией и Латвией. В ноябре 2013 года заведующая музеем Жанна Жилина присутствовала на приеме в Москве в честь 95-й годовщины провозглашения Дня независимости Латвии, где была представлена новому Послу Латвии в Российской Федерации Астре Курме.

 

А ровно через год А. Курме приехала в музей Слободского. Она внимательно осмотрела экспонаты в каждом зале, были возложены цветы к памятнику. И вот запись в книге отзывов от 20 ноября 2014 года: «С большой благодарностью за любовь, за воспоминания, за дружбу к Латвии и латвийскому поэту Райнису. С такой же любовью и уважением, Астра Курме, Посол Латвии в России».

 

В мае 2015 года в Кировской области проходили Дни Райниса. Музей снова встречал латвийскую делегацию, и в мемориальной комнате звучали стихи Райниса на латышском языке.

 

В России помнят о латышском поэте

В России помнят о латышском поэте

В России помнят о латышском поэте

 

В настоящее время в музее работает театральная студия «Алые паруса». Название такое потому, что в Слободском родился писатель-романтик Александр Грин, автор феерии «Алые паруса». Театральная студия просто необходима в литературном музее, считает Ж. Жилина,  тем более что Райнис был драматургом, сам писал пьесы. Уж точно не возражал бы такому соседству…

Напротив музея, через дорогу, расположен сквер, где в июне 1988 года был установлен памятник Райнису и Аспазии, привезенный из Латвии. Автор – народный художник Латвии, скульптор Янис Зариньш.

 

P. S. Автор благодарит заведующую Домом-музеем Яна Райниса в Слободском Жанну Жилину за помощь в создании материала.