Дому Менцендорфа в Риге – 320

Дому Менцендорфа в Риге – 320
В Риге ждут посетителей десятки музеев. В одном из них я оказалась совершенно случайно. Прогуливалась в выходной день по Старой Риге, остановилась у интересного по архитектуре здания, оказалось, это Дом Менцендорфа, филиал Музея истории Риги и судоходства. Захотелось войти… Дом этот (ул. Грециниеку 18, вход с ул. Кунгу) построил в 1695 году старейшина Малой гильдии, мастер-стекольщик Ирген Хелмс – значит, в нынешнем 2015-м ему исполнилось 320 лет! По этому юбилейному поводу в Риге недавно прошла конференция.

Директор Дома-музея Менцендорфа Илона Аудере, с которой я беседовала, рассказала, что до 1939 года здание принадлежало самым разным владельцам и съемщикам. Сегодня же дом назван в честь его последнего хозяина, купца Августа Менцендорфа, во владении которого он находился с 1900 по 1939 год. На стыке XIX–XX вв. в магазине колониальных товаров А. Менцендорфа можно было приобрести лучший кофе в Риге.

 

Талеры не должны падать на пол

 

В советский период под крышей этого, в общем-то, небольшого дома располагались жалкие коммуналки. И только благодаря открытию исследователями настенных росписей, дому перестали угрожать недостойные его статуса внутренние перестройки, использование площадей под конторы и прочее. Реконструкцию и реставрацию здания (1987–1992) осуществила польская фирма PKZ – получается, что работы, которые проходили под руководством архитектора П. Блумса, начались при советской власти, а закончились, когда ее уже не было. Дом Менцендорфа в итоге предстал музеем культуры и быта состоятельных рижан. Основой для создания интерьера, как уже упоминалось, послужили раскрытые росписи. А еще у посетителей непременно останутся в памяти чудные витражи.

 

Дом-музей Менцендорфа с самого порога переносит в отдалившееся прошлое. Здешние исторические интерьеры составлены из экспонатов, представленных Музеем истории Риги и судоходства. Посетители побывают в старинном магазине, в кухне с открытым очагом, гостевом салоне, танцевальном зале, семейной часовне, заглянут под древние своды погреба и вознесутся на романтичный чердак, где сегодня расположились выставочные залы. В музейной коллекции в общей сложности более 2000 экспонатов, многие из них свидетельствуют об истории дома и судьбах людей, некогда населявших его.

 

Дому Менцендорфа в Риге – 320
 
Дому Менцендорфа в Риге – 320

 

Следуя исторической традиции дома, в помещении погреба находится мастерская по стеклу, а рядом – экспозиция современного художественного стекла. В первом помещении (жилая комната) 1-го этажа роспись потолка датируется XVII веком, тогда как небольшой фрагмент стенной росписи соответствует началу XVIII века. Росписи-фрески воздушны, чего не скажешь о массивной дубовой мебели века XVI–го. Полы покрыты керамической плиткой, изготовленной по старинным образцам на заводе Lode (Латвия). Во втором помещении 1-го этажа можно увидеть дымоход с очагом и утварью 200-летней давности, пол здесь из доломитной плитки, обнаруженной в подвале дома во время реставрационных работ. Третье помещение – прихожая, где находилась парадная входная дверь. Войдя в нее, гости могли получить первое впечатление о доме и уровне жизни его обитателей. В этих ознакомительных пределах по обычаю выставляли дорогую мебель, родовые живописные портреты и сундуки, набитые добром. Сейчас прихожую украшает шкаф Данцигского типа (XVII в.) – это настоящий исполин, по крайней мере раньше таких вместительных и надежных, как крепость, шкафов мне видеть не доводилось. Да и металлический сундук для денег, как и два портрета членов Малой гильдии, вызывают уважение. Здешняя керамическая плитка в иные времена покрывала пол Крестовой галереи Домского собора. Четвертое помещение 1-го этажа служило для нужд магазина. Представленный тут дубовый стол когда-то принадлежал Рижской ратуше, за ним скрупулезно подсчитывали доходы Риги, поэтому вокруг стола бордюр – талеры не должны падать на пол!

 

Дому Менцендорфа в Риге – 320
 
Дому Менцендорфа в Риге – 320

 

Второй этаж также включает 4 помещения: это салон для гостей с фрагментами росписи середины XVIII века; танцевальный зал с фресками на сюжеты работ французского живописца Антуана Ватто. Одно из помещений использовалось в качестве домашней часовни – потолок расписан изображением Троицы. На 2-м этаже располагается и кабинет, стены которого украшают картины «Пейзаж Сицилии» (автор неизвестен) и «Пейзаж с руинами замка» (1653) Фр. фон Дрейлинга.

 

По винтовой лестнице поднимаемся на 3-й этаж с росписью конца XVII в. и конца XVIII в. Перед нами комната хозяина с уникальной мебелью, а также жилая комната с мебелью 1800 года, изготовленной в стиле жакоб (стиль назван по имени французского мебельщика Жакоба-Демальте). Интересны учебные игральные карты 1820 года для изучения географии России. В 3-м помещении этажа, обставленном предметами быта XIX – начала XX века, примечателен угольный обогреватель кровати и настенный декор – венок невесты из рыбьей чешуи. А еще привлекает внимание устройство для гадания – механически запускаемая ведьма.

 

Прародитель Рижского бальзама

 

Четвертое помещение 3-го этажа предстает мемориальным кабинетом внука А. Менцендорфа – профессора и кавалера Латвийского ордена Трех Звезд Дитриха Андрея Лебера, родившегося в Риге (1923) в семье сенатора Августа Лебера. С началом Второй мировой эта семья эмигрировала в Германию. После войны Д. А. Лебер изучал правоведение в Марбургском университете Филиппа, окончил его со степенью доктора юридических наук (1951), в этом же году получил диплом Гаагской академии Международного права; в 1953-м – со степенью магистра окончил Колумбийский университет в Нью-Йорке. В разное время Д. А. Лебер работал научным сотрудником в институте Макса Планка в Гамбурге, был профессором правоведения в Кильском университете им. К. Альбрехта, исполнял обязанности декана юридического факультета университета. После возвращения независимости стран Балтии Д. А. Лебер был приглашенным профессором в Латвийском университете. С 1986 по 1992 год занимал должность вице- президента Ассоциации поощрения изучения Балтии (AABS). В числе его достижений – ознакомление народа Латвии с пактом Молотова–Риббентропа и его приложением; публикация сборника материалов об эмиграции балтийских немцев из Латвии и Эстонии (1939–1941), а также разработка Хельсинского меморандума Всемирного объединения свободных латышей (1973). Благодаря финансовой поддержке этого высокообразованного человека, изданы «Решения Сената Латвии» (1918–1940) в 16 томах; журналы «История Латвии», «Страны Балтии в круговороте истории»; книга «Дом Менцендорфа в Риге».

 

Под попечительством Лебера были учреждены стипендии фонда журнала «История Латвии». Кроме того, по его же инициативе в Доме Менцендорфа был создан центр культуры балтийских немцев-латышей DOMUS RIGENSIS. Своим вторым местом жительства Д. А. Лебер считал обновленный дом своих прародителей – Дом Менцендорфа. Неоднократно принимал участие в поддержке проектов музея. В благодарность за это в Доме Менцендорфа был создан кабинет профессора, обстановку которого составляют его личные вещи, доставленные в Латвию членами семьи Д. А. Лебера. Хранительницей научных архивов Д. А. Лебера (1923–2004) является Латвийская Академическая библиотека, которой он завещал свой личный фонд – созданные им 139 томов. Дом Менцендорфа по сей день поддерживает связь с потомками рода Менцендорфов, которые содействуют некоторым сферам деятельности музея.

 

Директор Дома Менцендорфа Илона Аудере тоже написала книгу об истории этого уникального здания, она была издана в 2002 году небольшим тиражом на трех языках и сегодня уже воспринимается библиографической редкостью. В предисловии к ней И. Аудере перечисляет имена владельцев дома: это старшие ремесленники Малой гильдии – Г. Рингенберг, Й. Хелмс, А. Стефанис, а также торговцы, в числе которых глава общества Черноголовых – Рейнхолд Шлефогт, владевший домом с 1722 по 1743 год. Это Шлефогт устроил в доме одну из старейших в Риге аптек – аптеку Бриежа (Оленя). Вдумайтесь только – упомянутая аптека работала в доме в течение почти 200 лет (1722–1902). Она оставила о себе память – в ходе исследовательских работ в домовых пределах были найдены фрагменты разнообразных аптечных бутылочек и иной аптечной утвари. Удивительным образом сохранились рецепты и сигнатуры (30-е годы XIX века), которые отличает особенная выразительность и разнообразие применения прикладной графики, – филигранно выполненные изящные рисунки тушью, в каждом символически передана миссия целителя и символы выздоровления.

 

Г-жа Аудере рассказывает, что в массе строительного мусора были найдены также фрагменты изразцов в стиле барокко и рококо – с плодовыми и пейзажными мотивами, изготовленными в традициях Нидерландской школы. О популярности голландской керамики в Риге свидетельствует и огромное количество обнаруженных в здании отголосков товаров того времени – фрагменты ваз, тарелок, трубок. Вызывают интерес и закатившиеся некогда под пол подвала медные монеты времен правления Карла XI, Карла XII и Густава.

 

Дому Менцендорфа в Риге – 320
Возвращаясь к деятельности аптеки, скажем, что в аптеках не одни лекарства изготавливали, но и чернила, порох, мыло или, к примеру, свечи. Фармацевты изобретали новые рецепты, торговали экзотическими специями, не только изменявшими вкус блюд, – специи включались в состав лекарств. При некоторых заболеваниях эскулапы прописывали вино, а потому в аптеках имелись свои винные погреба. Врачеватели активно применяли настойки на водке и спирту. В 1762 году аптекарь Абрахам Кунце изобрел Рижский бальзам, в котором насчитывалось около 50 компонентов. Бальзам, как сообщалось, годился при лихорадке, резях в животе, зубной и головной боли, при обморожениях и вывихах, белой и красной роже, ядовитых укусах, переломах рук и ног… В 1789 году Кунце представил бальзам гостившей в Риге Екатерине II, лекарство царице понравилось, и она даровала аптекарю привилегию на его изготовление. Так вот, бытует мнение, что аптекарь Кунце изобрел свой бальзам именно в доме Менцендорфа, но есть и другое – Рижский бальзам просто распространялся через действующую в нем аптеку. Однако бальзам от Кунце имел крепость только 16 градусов, покрепчал напиток к 1845 году, когда промышленник А. Волшмидт основал в Риге завод по его производству.