Баррикады как символ единения3

Баррикады как символ единения
Январские события 1991 года – одни из ключевых в истории восстановления государственной независимости Латвии. 13 января по призыву Народного фронта на улицы Риги вышли тысячи жителей страны. На подходах к стратегическим объектам столицы были возведены баррикады. 

В ночь с 19 на 20 января при штурме ОМОНом Министерства внутренних дел в Риге завязался бой, в ходе которого погибли пять человек, в том числе два кинооператора – Андрис Слапиньш и Гвидо Звайгзне. С тех пор минуло ровно 25 лет…  

 

Разжалован до рядового

 

В Даугавпилсе в связи со знаменательным юбилеем пройдут памятные мероприятия, организатором которых выступит Даугавпилсский краеведческий и художественный музей. Главный специалист исторического отдела музея Инета Кульша напоминает, что с 13 по 27 января в Риге вершились события, в результате которых Латвия вышла из-под тоталитарного контроля, отстояв свою независимость.

 

В полдень 20 января на даугавпилсской площади Виенибас загорится памятный костер. До этого в костеле Св. Петра в оковах пройдет месса, после чего состоится шествие от костела до главной площади города. Заключительным аккордом станет торжественное мероприятие в зале Дома Единства и фотовыставка очевидца событий Теодора Руданса, представленная в музее. (Фотовыставка «Вспоминая январь 1991 года» продлится с 19 января по 29 февраля. Вход – свободный. Приходится с сожалением и большой грустью признавать, что данная выставка будет ассоциироваться с уходом известного городского фотографа из жизни. 8 января Теодора Руданса не стало. Сегодня, 14 января, состоятся его похороны.)

 

«20 января жители Латвии отмечают 25-ю годовщину январских событий 1991 года, когда сначала в Вильнюсе, а затем и в Риге пролилась кровь защитников свободы и независимости, когда люди разных национальностей, проявив выдержку и стойкость, плечом к плечу стояли на баррикадах против тоталитарного произвола. Это были одновременно и трагические (не обошлось без жертв), и радостные дни – латвийцев переполняла гордость за то, что они – защитники независимости своего государства. С 1998 года 20 января официально признано государственным праздником – Днем памяти защитников баррикад, – говорила газете "СейЧас" руководитель исторического отдела Даугавпилсского музея Валентина Славковская. – Баррикады 1991-го – это не только история Риги, это история каждого города, каждой волости, ведь координационные центры действовали в каждом городе и районе. В Даугавпилсе отделение Народного фронта находилось на ул. Гимназияс, 28. Координатором центра был Язепс Матейс. Связь с Ригой поддерживалась круглосуточно. Беспрерывно звонил телефон, люди предлагали свою помощь. Одна из трех комнат центра была заставлена коробками с теплой одеждой и консервами. Жители приносили деньги для организации помощи защитникам баррикад. Среди жертвователей было много пенсионеров, отдававших чуть ли не последнее. Перед тем как даугавпилчане отправлялись в Ригу группами, в координационном центре составлялись поименные списки (на случай, если кто-то не вернется…). На баррикады отправлялись группы от разных предприятий и учреждений Даугавпилса: педагогического института, театра, таможни, завода приводных цепей и др. Когда люди возвращались, составленные списки уничтожались в целях безопасности. 13 января Народный фронт Латвии организовал Вселатвиийскую манифестацию. Тогда в Риге, на набережной Даугавы, собралось более 500 000 человек, съехавшихся со всех уголков Латвии. В манифестации принял участие и даугавпилчанин Янис Пуданс, бывший военный, тогда работник природного парка "Даугавас локи". В форме майора Советской армии он обратился с трибуны к военным с просьбой не выступать против невооруженного мирного населения и осудил действия Вильнюсского гарнизона. Репортаж с места событий транслировался по всему миру. За это выступление Я. Пуданс был разжалован до рядового и лишен военной пенсии. Многие даугавпилчане стояли на защите телебашни на Закюсала. В первую ночь телецентр защищало около 500 человек, среди которых были жители Даугавпилса – Янис Пуданс, Станиславс Великс, Юрис Анцанс и Робертс Кудиньш…» – перечисляла В. Славковская. 

 

Трудно найти пример

 

Что касается столичных сюжетов памяти, то можно отметить организацию Кабинетом министров пяти студий воспоминаний, расположенных по разным адресам в период с 8 по 9 января 2016 года. В этих студиях защитники стратегических объектов, организаторы дежурств, доставки теплых носков и горячего чая могли рассказать на видеокамеру о своих баррикадных впечатлениях. Собранные таким образом устные воспоминания должны быть обработаны и переданы на хранение в Латвийский музей истории. Обещают, что самые яркие из них в будущем найдут отражение в созданном фильме. 

 

В одно из зданий в Старой Риге защитники баррикад заходили передохнуть, перекусить, погреться. В этом приветливом месте тогда особенно ощущалось единение жителей страны. На основе накопленных исторических материалов в 2001 году был основан музей (ул. Краму, 3), цель которого – обобщение, сохранение, исследование и популяризация материальных и духовных свидетельств о событиях 1991 года. 

 

Возле баррикад день и ночь дежурили тысячи невооруженных людей, горели костры, звучали песни… Эти события стали поворотным пунктом в самосознании латвийского народа. Надо признать, что в истории трудно найти еще один пример, когда столь мощная империя, как СССР, распалась бы столь малой кровью. (Окончательно независимость Латвии была признана Верховным Советом СССР только в сентябре 1991 года, после провала августовского путча в Москве.) Баррикады знаменательного, 1991-го – свидетельство того, что организованное ненасильственное сопротивление может предстать огромной народной силой.  

 

16 января 2016 года в Международном выставочном зале на Кипсале состоится памятное мероприятие, организованное Министерством культуры ЛР в сотрудничестве с Латвийской академией культуры и Обществом участников баррикад 1991 года, как встреча поколений. Посетители – участники баррикад и их близкие – будут вспоминать события отдалившихся во времени дней. Участниками встречи, посвященной 25-летию баррикад, станут известные в обществе люди, в том числе президент Латвийского государства. 

 

Отдавали последнее

 

Однако объективности ради и, помятуя о том, что в 1991-м на баррикадах отстаивалась в том числе демократия, приведем мнение руководителя Лиепайского филиала Музея баррикад и экс-главы центра Народного фронта Сандры Шенини, которая говорит, что после победы Народного фронта Латвии государство предало забвению подвиг людей нелатышской национальности, ставших опорой для восстановления независимости Латвии наравне с коренными жителями страны. Сандра Шениня считает, что долг государства – признать эту несправедливость. Данную тему она развивала в интервью Латвийскому радио 4. «Воспоминания о тех событиях у меня, как бывшего руководителя центра Народного фронта в Лиепае, останутся навсегда. Тогда к нам приходили не только латыши, были люди разного  национального происхождения. Все они верили, что Латвия станет свободной, и отдавали последнее для помощи рижским баррикадникам. Кто-то отдавал свои талоны на сигареты, кто-то приходил с пирожками, все это отправлялось в Ригу. Потом были выборы в Народный совет, и Народный фронт одержал победу. Коренных латышей среди голосовавших было всего 38%, остальные – люди другой национальности, и все равно Народный фронт победил. Все хотели жить в свободной стране. А потом об этом забыли», – досадует Шениня. Ветеран баррикадного движения полагает, что государство должно извиниться перед негражданами. «Я принимала людей, которые отдавали последнее ради независимости Латвии. Против них была совершена несправедливость, и государство обязано извиниться. Надо признать эту ошибку и извиниться перед людьми, которые точно так же участвовали в выборах в Верховный совет в 1990 году, а потом стояли на баррикадах во время путча в 1991-м», – выражает она свою точку зрения.

 

P. S. Революционные события часто застают врасплох. Живешь себе, живешь, и вдруг раз – на улицах баррикады... Реакция разная: один присоединится к толпе, другой запрется дома, а третий напишет картину, как это сделал Делакруа. Его полотно «Свобода на баррикадах» (1830), посвящение июльской революции, широко известно. В этой картине художник попытался примирить идеализм с жизненной правдой – реалистичная нагота трупа на переднем плане спокойно соседствует с головокружительной красотой богини Свободы. Интересно, что образ Свободы показался французам вульгарным. «Это девка, – писал журнал La Revue de Paris, – сбежавшая из тюрьмы Сен-Лазар». Революционный пафос был не в чести у буржуа. Позже, когда реализм стал доминировать, «Свободу, ведущую народ» (второе название картины) купил Лувр (1874). На каждый товар свой покупатель найдется…