Как взятка превратилась в подкуп1

Как взятка превратилась в подкуп
На прошлой неделе Рижский окружной суд вынес приговор по одному из выделенных дел из общего уголовного процесса по фактам взяточничества на государственном предприятии Latvenergo. Двое фигурантов дела приговорены к штрафам, один – оправдан.

Рассмотрев дело, суд приговорил бывшего заместителя главы Latvenergo Айгарса Мелько к штрафу в размере 130 минимальных окладов (48 100 евро), бывшего члена правления даугавпилсского предприятия Būvenergoserviss, главу фирмы Energy Consulting Андрея Ливановича к штрафу в 100 «минималок», а бывший технический производственный директор Latvenergo Гунар Цветков был оправдан.

 

В отношении предприятия Ливановича Energy Consulting применена мера «принудительного влияния» (штраф для юридического лица. – Прим. авт.) в размере 400 окладов (148 000 евро). Также суд удовлетворил требование прокурора о взыскании процессуальных расходов более чем на 24 000 евро. Кроме того, суд принял решение передать прокуратуре на рассмотрение свидетельские показания Юриса Лациса, который их изменил во время судебного процесса. 

 

Надо отметить, что прокурор Марис Лея требовал приговорить Айгарса Мелько к 5 годам и 6 месяцам тюремного заключения с последующим запретом занимать должность члена правления государственных и муниципальных предприятий на 4 года; Андрея Ливановича обвинение требовало приговорить к 5 годам тюрьмы, а Гунара Цветкова – к 5 годам тюрьмы и запрету занимать должности в государственных и муниципальных предприятиях на последующих 4 года. Также Лея требовал солидарно взыскать с Мелько и Цветкова 480 600 евро в пользу государства, а фирму Ливановича оштрафовать на 608 000 евро. В свою очередь, дело по факту заведомо ложных показаний бывшего должностного лица SIA Alstom Latvia Юриса Лациса выделить в отдельное судопроизводство. 

 

Но в ходе рассмотрения уголовного дела защита сумела убедить суд, что изменения в законе о том, что руководители обществ с госкапиталом и те, кто имеет право распоряжаться собственностью, являются должностными лицами, вступили в силу только в 2014 году. А уголовный процесс, мол, был начат в 2010 году, когда господа Мелько и Цветков не являлись чиновниками в понимании нынешнего законодательства. Поэтому-то обвинению и не удалось доказать взяточничество со стороны обвиняемых. Суд попросту переквалифицировал обвинение со взяточничества на менее тяжкие преступления: относительно Мелько – получение неразрешенного блага, а Ливановича осудили за коммерческий подкуп. 

 

Полное решение суда должно быть доступно 25 января, но судья предупредила, что дело это объемное и оглашение полного приговора может затянуться. Айгарс Мелько и Андрей Ливанович комментировать приговор отказались. Зато довольной решением суда осталась адвокат Гунара Цветкова Гуна Каминска. Она улыбнулась и заметила, что тут роль сыграли «маленькие адвокатские счастьица» и то, что это «победа справедливости». Однако более подробно приговор она комментировать не стала, подчеркнув, что, пока неизвестна мотивационная часть приговора, его оценивать сложно. 

 

Прокурор Марис Лея также комментировать сам приговор не стал, сославшись все на ту же неизвестную мотивацию. Поэтому он не смог сказать, будет ли обвинение подавать протест на приговор. Однако он подчеркнул, что спор о том, были ли обвиняемые должностными лицами, когда получали мзду, шел на протяжении всего процесса, начиная с первой судебной инстанции. 

 

Учитывая, что обвинение требовало для подсудимых реальные сроки, скорее всего, после того как станет доступен полный приговор, будет подан прокурорский протест в кассационном порядке. 

 

В данном случае речь идет о взятке более 440 000 латов, или 627 100 евро, которые фирма Alstom Power Sweden AB через свое латвийское представительство передала Мелько и Цветкову, чтобы победить в конкурсе на реконструкцию Плявиньской ГЭС. Из общей суммы Мелько, по мнению обвинения, получил 444 100 евро, а Цветков – 183 000 евро. А взятку, как считает обвинение, руководству Latvenergo передавал не кто иной, как Ливанович. 

 

В связи с этим эпизодом крупномасштабного дела о коррупции в Latvenergo был весьма пикантный эпизод. Оперативники KNAB брали Мелько после его встречи с Ливановичем. Во время обыска автомобиля в салоне был обнаружен чемоданчик с 146 500 евро (102 961 лат). На вопрос, откуда деньги, Мелько парировал, мол, знать не знаю. Это же бывший второй человек в Latvenergo твердил и во время рассмотрения дела в первой судебной инстанции – в суде Видземского предместья города Риги. На выручку Айгарсу Мелько пришел Андрей Ливанович, который пояснил, что после встречи с коллегой в автомашине попросту забыл чемоданчик с деньгами. А деньги он взял, чтобы купить половину долей капитала даугавпилсского предприятия Būvenergoserviss. Если, конечно, владелец и руководитель фирмы Михаил Палладий согласился бы их продать. У Бюро, между прочим, контраргументов на этот счет не нашлось.

 

Как бы то ни было, но подсудимые свою вину в деле о коррупции не признают по сей день. В последнем слове Айгарс Мелько заявил что начиная с 15 июля 2010 года (когда его взяли с деньгами сотрудники Бюро) и по сей день он не понимает, почему против него выдвинуты какие-то обвинения. Он их считает нелогичными, необоснованными и непонятными. Он подчеркнул, что вся его жизнь связана с энергетикой и его труд по достоинству был оценен. По его мнению, обвинения, что его действия шли вразрез с интересами Latvenergo, противоречат обстоятельствам дела. Он твердо стоял на своем, мол, не надавливал ни на кого из сотрудников Latvenergo, чтобы в конкурсе победила компания Alstom Power Sweden AB. По этому поводу Мелько подчеркнул, что все решения принимались коллегиально и единогласно, а на предприятии (Latvenergo) введена такая система, чтобы никто ни на кого не мог повлиять. Он не согласился с мнением обвинения, что знакомство с Ливановичем связано с передачей взятки. При этом Мелько заявил, что нельзя считать нормальным продолжительность данного уголовного процесса.

 

Андрей Ливанович также отрицал свою вину и заявил, что никогда не договаривался с Мелько и Цветковым о какой-либо взятке. Что касается Цветкова, то он подчеркнул то, что при вынесении приговора необходимо учитывать ненормально долгую продолжительность данного уголовного процесса. 

 

Напомним, что это один из эпизодов в деле о рекордной для Латвии взятке на 8 млн евро. В целом в деле фигурируют также бывший глава Latvenergo Карлис Микелсонс; руководитель дочернего предприятия Latvenergo Sadales tīkls Ивар Лиузиник (это не первый раз, когда он попадает в поле зрения правоохранительных органов, в 1995 году он проходил по так называемому делу о трех миллионах Latvenergo, которое прокуратура успешно развалила); его заместитель Андрей Сталажс; технический директор Восточного региона Sadales tīkls Эдгар Витковскис; многолетний партнер и консультант Latvenergo глава предприятия бизнес-консультаций Energy Consulting Андрей Ливанович, а также еще пять человек. Среди подозреваемых в коррупционном деле был и глава Būvenergoserviss Михаил Палладий, но с него были сняты все обвинения.