Пропал вещдок – сигаретный заводик!1

Пропал вещдок – сигаретный заводик!
То, что во время следствия иногда у дознавателей таинственным образом пропадают вещественные доказательства, – известное дело. Но чтобы исчезла целая производственная линия по изготовлению сигарет, а проще говоря, сигаретный заводик, такого еще слышать не доводилось.

Нофакт остается фактом: в течение полутора лет, пока длилось следствие, у дознания исчезло вещественное доказательство – целый заводик по производству левых сигарет. И уголовный процесс приходится закрывать, так как просто невозможно провести экспертизу и установить, не производились ли на предприятии нелегальные табачные изделия, которые были изъяты в других регионах Латвии, в частности в Латгалии. 

 

Предыстория этого чудного случая такая. Около десяти лет в Риге, на ул. Терезес, 1, действовал вполне легальный завод по производству сигарет Juriga. Но в 2014 году у предприятия аннулировали лицензию, и оно закрылось. Причиной стало то, что сотрудники Таможенной полиции обнаружили груз сигарет без акцизных марок. Водитель автофургона показал, что груз он получил на территории предприятия Juriga. Тут же на место с проверкой нагрянула Служба госдоходов. И выяснилось, что указанные в документах объемы табака совсем не совпадают с фактическими. Кроме того, на складе предприятия были обнаружены сигареты, на которые руководство завода не смогло предъявить каких-либо документов, свидетельствующих о происхождении табачных изделий. 

 

Как утверждает руководство Таможенной полиции, 21 октября 2014 года материалы дела были переданы в Госполицию. Буквально через несколько дней был начат уголовный процесс по факту незаконного производства табачных изделий. Как бы то ни было, но пока государственные институции обменивались документами и информацией, оказалось, что исчез главный вещдок – производственная линия. И теперь эти две организации – СГД и Госполиция – кивают друг на друга, мол, их это вина. 

 

Начальник Криминальной полиции Рижского регионального управления Андрей Созинов пожимает плечами и говорит, что не может ответить на вопрос, куда делась производственная линия, так как «Госполиция ее в глаза не видела». 

 

– У них (Таможенной полиции. – Прим. авт.) там что-то не получается, они скидывают нам материалы, мы туда (на предприятие. – Прим. авт.) приезжаем, а там ничего нет! – не скрывает злости в данной ситуации А. Созинов. 

 

Любопытно, что территория на ул. Терезас, 1, в Риге буквально утыкана камерами видеонаблюдения. Однако запись, на которой было бы видно, как демонтируется и вывозится оборудование, отсутствует. 

 

Андрей Созинов сегодня недоумевает, почему, задержав груз с сигаретами без акцизных марок, Таможенная полиция сама не возбудила дело, а ограничилась административным делопроизводством, скинув бремя уголовного процесса на плечи Госполиции. А вот в СГД комментировать что-либо отказываются, ссылаясь на закон, запрещающий оглашать имена конкретных налогоплательщиков. Таможенники заявили, что будут обращаться в прокуратуру с требованием провести проверку по данному делу. Генпрокурор Эрик Калнмейерс, комментируя ситуацию на телевидении, подчеркнул, что прокуратура сама не будет выяснять обстоятельства исчезновения с территории предприятия Juriga оборудования, но заметил, что в данной ситуации видны нарушения с обеих сторон: Таможенная полиция продемонстрировала непрофессионализм, а Госполиция – бездействие. По мнению генпрокурора, вопрос не был достаточно быстро решен и некоторые следственные действия были затянуты. Эрик Калнмейерс отметил, что по факту небрежного отношения к делу был начат уголовный процесс, но дело закрыли. Однако позже решением прокурора его возобновили, и на данный момент по-прежнему проводится следствие. Также генпрокурор заметил, что в Рижском региональном управлении полиции постоянно затягиваются расследования уголовных процессов, и нужно ставить вопрос об ответственности руководителей этой структуры.

 

Ответ полиции был фактически мгновенным.

 

– Начав административное делопроизводство, сотрудники СГД процессуально изъяли оборудование, но оставили его на хранение на предприятии. После этого (более недели) до окончания делопроизводства в СГД и передачи материалов Госполиции за оборудованием никто не следил. Кроме того, до получения материалов дела полиция никакой информации о конкретном процессе не получала. Поэтому говорить, что оборудование исчезло после того, как материалы дела были переданы в Госполицию, нет оснований. Также необоснованны обвинения в затягивании расследования дел или бездействии правоохранительных органов, – подчеркнул начальник Госполиции генерал Интс Кюзис. 

 

Пока ведутся споры, стало очевидным, что после того, как в очередной раз был взвинчен акцизный налог на табачные изделия, руководство легально работавшего предприятия решило втихаря заняться изготовлением нелегальных табачных изделий. Ну а дополнительный табак, несомненно, ввозили контрабандным путем, не декларируя его, чтобы не платить налог. 

 

Надо отметить, что за последних пять лет полиция обнаружила и ликвидировала два подпольных завода по производству сигарет. И оба в Латгалии.

 

В 2011 году аналогичный завод был обнаружен в Лоциках (Даугавпилсский край). Полиция задержала тогда 6 человек из Латвии, России и Киргизии. Иностранные граждане официально числились наладчиками оборудования. Впоследствии возможный организатор предприятия был задержан в Германии. Им оказался гражданин России. Здание, в котором занимались производством сигарет, было оснащено самым современным оборудованием, в том числе компьютерной системой. На складе было обнаружено 5,9 т табака, сигаретная бумага, фильтры и упаковочные материалы для производства 6 млн сигарет.

 

В свою очередь, в августе 2013 года подпольный цех по производству нелегальных табачных изделий был обнаружен в Балвском крае. Как тогда сообщил начальник УБЭП Гатис Гудерманис, производство сигарет на уединенном хуторе было налажено около года назад, т. е. в 2012 году. Незаконные изделия, по мнению дознавателей, предназначались для европейского рынка – Германии, Швеции и Великобритании. На складе было обнаружено столько табака, что он занял бы фуру в 8,5 т. При этом глава УБЭП заметил, что нелегальный завод был хорошо замаскирован под деревообрабатывающий цех. По периметру находились камеры видеонаблюдения, чтобы отслеживать посторонних лиц. На втором этаже здания было оборудовано спальное помещение для 6 человек. Полиция задержала двух из них. Это были россияне, нелегально перешедшие границу.

 

На заводе производились сигареты под брендами LM и West. Место для производства в латвийском приграничье, видимо, было выбрано неслучайно. Так как Латвия входит в состав Евросоюза, то транспортировка готовой продукции из нашей страны в другие государства ЕС менее сложна, чем, например, из России. Примечательно, что латвийское законодательство не запрещает приобретать оборудование для производства сигарет. Другой вопрос, что не разрешает производить на нем нелегальные сигареты.