«Что в имени тебе моем?»7

«Что в имени тебе моем?»
«Что в имени тебе моем?» – восклицал некогда А. С. Пушкин, не предполагая, что вопрос этот в будущем приобретет актуальное значение для тысяч и тысяч жителей Латвии. Связь такая – Минюст подготовил законопроект, по которому в стране запретят называть детей нелатышскими именами, что по имеющейся версии должно защитить латышский язык и демократию.

Кабинет министров предполагает рассмотреть законопроект до 1 сентября текущего года (Sputnik). Министерство юстиции обеспокоено тем фактом, что Закон об изменении записи личного имени и национальности позволяет всем желающим присвоить нелатышские имена и фамилии – отсутствуют нормы регулирования на предмет, как родителям называть своих детей. Такие нормы прописаны в новом законопроекте!

 

Однако пока все ограничивается спорными правилами лингвистики латышского, которые используют сотрудники, например, паспортного стола, когда при выдаче документов может быть вписано любое имя, соответствующее грамматике латышского языка. Отсюда следуют окончания имен на букву «с» – Сергейс и т.д. По новым правилам родители уже не смогут назвать ребенка по собственному желанию. К примеру, имена Мирон, Кирилл или Гавриил отпадают. Минюст считает, что в данном случае нарушение Закона о праве человека на частную жизнь оправдано, потому как позволяет защитить право остальных жителей Латвии «свободно разговаривать на родном языке, а также защитить демократический строй в стране».

 

По словам руководителя представителя Минюста К. Витоле, в законопроекте, касающемся закона об изменении записи личного имени и национальности, предусмотрены причины отказа в личном имени, если таковое не соответствует основам латышского языка или затрудняет включение личности в общество. Так как критерии выбора имени и фамилии до сих пор не оговаривались, существовала возможность того, что человек выберет имя, не соответствующее латышским традициям. Законопроект был рассмотрен Госсекретарями министерств 24 марта, впереди – согласования с Министерством финансов, МИД, МВД, Министерством образования, Министерством благосостояния и даже с Министерством среды.

 

Известно, что Комитет по правам человека ООН в своем решении от 28 октября 2010 года уже осуждал Латвию за нарушения международного права – искажение имен и фамилий, заявляя, что присоединение окончания «–с» к ним недопустимо, между тем призывая на законодательном уровне это отменить. Но в Латвии восприняли такое осуждение не требованием, а лишь рекомендацией. По утверждению главы правозащитной организации «Верните наши имена!» Р. Панкратова, новый законопроект нарушает 17-й пункт Международного пакта о гражданских и политических правах, распространяющийся на право лица выбирать или менять свое имя. Указывается также, что Международный комитет по правам человека, действуя согласно части 4 статьи 5 «Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах», считает, что модификация имен и фамилий в официальных документах без согласия владельца является произвольным вмешательством в неприкосновенность личной жизни граждан. А посему происходящее в настоящее время может привести к лишению семейных фамилий, обрубанию корней, и, как следствие, стиранию национальной идентичности.

 

Неужели Латвия встала на путь Таджикистана, где принят закон, согласно которому новорожденным следует давать исключительно национальные имена, «доставая» их из специального реестра, составленного правительственными органами. Тогда о какой европейской демократии может идти речь? Ведь фактически это вторжение в личную жизнь латвийцев, более четверти которых – русские, при этом у любого народа, как и у латышей, существуют собственные традиции.