Министр хочет переселить столичный бизнес в Латгалию3

Министр хочет переселить столичный бизнес в Латгалию
На 17:15 была назначена встреча министра экономики Арвилса Ашераденса, посетившего в минувший четверг наш город, с представителями массмедиа.

Но пришедшим на брифинг  журналистам пришлось ждать министра еще около часа. Как пояснила представитель министерства, такая солидная подвижка в программе визита образовалась в ходе посещения высоким гостем городских предприятий. У местного бизнеса было, что показать и о чем спросить. 

 

Итак, о чем же говорил латгальский бизнес с главой экономического ведомства Латвии? Это и стало главным вопросом министру со стороны тех представителей прессы, кто все же дождался обещанной встречи с главой министерства. 

 

– Встречи, прошедшие у меня на предприятиях АXON CABLE и Zieglera mašīnbūve, дали очень позитивный заряд. Потому что здесь бизнесмены говорят о том, что у них «всё хорошо», они видят пути дальнейшего развития своих производств, видят новые рынки, куда будут двигаться с новыми предложениями, которые у них также есть. Очень интересной для меня была и последняя в программе визита встреча с представителями Торгово-промышленной палаты, где предприниматели прямо говорили о существующих в регионе проблемах и выдвинули ряд предложений для правительства по улучшению ситуации. Это тем более важно, поскольку в июне мы начинаем работу над полным пересмотром налоговой системы Латвии, и эти дискуссии будут продолжаться до конца года. Одна из наиболее важных тем дискуссии – это изменение налоговой ставки, которая относится к капиталовложениям или прибыли, которая возвращается предприятиям. И здесь прозвучало предложение о нулевой налоговой ставке. Замечу, что Всемирный  банк, который в данный момент делает анализ латвийской налоговой системы, с этим не согласен, но я думаю, что нам всё же надо идти именно таким путем. Второе предложение, которое сегодня очень активно дискутируется в политических кругах, это готовность ввести в Латвии прогрессивный подоходный налог. И я поддерживаю тех предпринимателей, кто говорит: да, это своевременно, и это позволит нам снизить налоговое бремя для получателей небольших зарплат. Я надеюсь, что в будущем такие работники выиграют, так как бизнесмены смогут направлять больше средств на повышение квалификации своих работников. Ведь маленькие  зарплаты получают в основном люди с низкой квалификацией. Но это говорит и о социальной солидарности общества, когда те, кто получает больше, поддерживают своими налогами получающих меньше.

 

Предприниматели подняли вопрос и о том, как привлечь дополнительный капитал для развития их производств. Общеизвестно, что латвийские бизнесмены очень осторожно относятся к партнерству в бизнесе, предпочитая брать в союзники банки. Решение этого вопроса я получил от местного бизнеса в качестве «домашнего задания», чтобы это хорошее банковское предложение для уже работающего бизнеса было найдено. 

 

Добавлю, что когда я только собирался в Латгалию, то ожидал нелегкого разговора – документы говорят о том, что это регион с большими экономическими проблемами. Но сейчас я вижу, что здесь есть оптимизм и энергия решать эти проблемы, а не только заявлять о них. Так что мое мнение о Латгалии за сегодняшний день тоже изменилось в положительную сторону. Если же говорить о помощи Латгальскому региону, о которой мы тоже немало дискутировали, то это, во-первых, решение о создании в Латгалии специальной экономической зоны. Второе – это программа Европейских фондов объемом в 54 млн евро на поддержку развития инфраструктуры Латгальского региона. И я надеюсь, что эти деньги не будут тратиться только на ремонт и постройку улиц и жилья, но и на ту инфраструктуру, которая необходима для создания новых рабочих мест. Третий очень важный момент – это программа развития индустриальных зон с дополнительным финансированием на эти цели. Мы видим, что индустриальные зоны являются тем механизмом, который помогает быстрому развитию предпринимательства.

 

Потому что если мы говорим об иностранных инвесторах, готовых развивать у нас небольшие производства, то они хотят иметь уже подготовленную площадь, куда приходят со своим оборудованием и технологиями и сразу начинают работать, не тратя время на создание производств «с нуля». Таким хорошим примером можно назвать Лиепайскую экономическую зону, где скандинавские инвесторы очень охотно открывают свои производства, подобный опыт может работать и в Даугавпилсе. И еще один важный вопрос – поддержка начинающих предпринимателей. Сегодня в  Латгалии работает в 2,5 раза меньше предприятий, чем в среднем по Латвии, и в этом мы видим проблему для экономики региона. В настоящий момент правительство работает над программой поддержки так называемых стартапных предприятий, особенно работающих в сфере информационных технологий. В Риге такие предприятия сейчас очень бурно развиваются, привлекая солидный иностранный капитал. Это хороший механизм вообще для изменения структуры экономики. И я вижу здесь поле для сотрудничества с вузами, в частности, Даугавпилсским университетом, в создании базы, где молодые специалисты могли бы экспериментировать со своими идеями и развивать инновационные технологии. Правительство же в этом процессе могло бы брать на себя основные финансовые риски, учитывая специфику таких предприятий, имеющих больше прав на ошибку, нежели это допускает традиционное предпринимательство.

 

Еще одним важным моментом, о чем хочется сказать, является вопрос поддержки экспансии предпринимательства из столицы в регионы. Мне очень нравится эстонский опыт, когда государство в рамках специальной программы развития Нарвского региона внедрило механизм поддержки тех предпринимателей, которые были готовы перенести свои развитые производства из Таллина в провинцию. Пока что у меня нет готового решения, как добиться, чтобы предприятия из Рижского региона «переселились» в ту же Латгалию, но я и мои сотрудники будем думать над тем, как такие условия создать. 

 

И, подводя итог, скажу, что в цепи сегодняшних «латгальских» встреч как наиболее важную я выделю встречу в Даугавпилсском университете. Потому что, если мы говорим о развитии  экономики, то это в первую очередь – знания. Знания, которые меняют рынок. И я вижу готовность руководства вуза помочь знаниями своих выпускников местному бизнесу измениться, чтобы стать частью национальной и мировой экономики.