Арабский язык как отзвук времени

Арабский язык как отзвук времени
В Латвии растет популярность арабского языка, изучать который с каждым годом хотят все больше жителей страны. Конкурс в Латвийский университет (ЛУ) на бюджетные места по этой языковой специальности – 5-6 человек на место.

Одни такую активность объясняют интересом студентов ко всемирной экспансии арабской культуры, а также терактами, неизменно привлекающими внимание общества. Другие, к примеру, декан гуманитарного факультета ЛУ Илзе Румниеце, утверждают, что не доверять студентам оснований нет.

 

«С тем же успехом у людей могут сформироваться экстремальные склонности при изучении любого языка и освоении любой культуры. У нас ни разу не было мысли, чтобы как-то особо их контролировать», – говорит Румниеце в интервью Латвийскому радио.

 

Свое мнение по поводу изучения арабского языка высказал и политолог из Латвийской академии национальной обороны Мартиньш Хиршс:

 

«Между интересом к языку и радикальным идеями нельзя ставить знак равенства. Радикализму способствуют другие факторы – например, социальная отверженность и нестабильность в жизни», – указал он.

 

Процитируем и точку зрения представителя Центра арабской культуры Хосама Абу Мери:

 

«Мы знаем, что многие европейцы, мусульмане, уроженцы Евросоюза, уехавшие в Сирию воевать за ИГИЛ, не говорят по- арабски. Мы также слышали про нескольких человек из Латвии, латышей по происхождению, говорящих по-латышски и по-русски, – они вообще не изъясняются на арабском, но они едут туда».

 

И с этим не поспоришь – общеизвестно, что в рядах ИГИЛ масса людей, вообще не владеющих арабским.

 

Любопытная вырисовывается картина. Вместо того, чтобы заставить мигрантов выучить латышский, латвийцы взялись за изучение арабского. Хотя, конечно, одно другому не мешает. Еще недавно ЛУ представал единственным в Латвии учебным заведением, где студенты могли изучать арабский. Отделение восточных языков факультета гуманитарных наук открылось здесь 20 лет назад. Изначально вокруг арабского языка ажиотажа не было, на бюджетном обучалось человек 15-17, в магистратуре в несколько раз меньше.

 

Однако в последнее время ситуация изменилась, причина обращения к арабскому – беженцы. В результате в ЛУ открылась группа арабского языка. По словам руководителя отделения восточных языков Яниса Приеде, арабским языком интересуются даже структуры госбезопасности, поэтому на недостаток работы выпускникам отделения жаловаться не придется (Rus.lsm.lv). Когда стали поступать первые арабские беженцы, к арабскому проявился интерес и со стороны государственной погранохраны. Об этом свидетельствует директор языковой школы Инга Зейда.

 

Примечательно, что арабам латышский дается легче, чем латышам арабский. Весной этого года в рамках проекта Sadarbības tilts действовали бесплатные курсы арабского языка для рижан. Мероприятие вызвало шквальный интерес – вместо положенных 30 человек на курсы записалось 80. Взяли всех! Руководитель проекта Абделахамид Элмарья, выходец из Египта, утверждает, что знаком с латышами и из бизнес среды, и из разных учреждений, которые хорошо говорят на арабском. Те, кто обучался на курсах, поясняли, что они интересуются этим языком по разным причинам – работа в сфере обслуживания клиентов, бизнес или простое любопытство. Тем не менее проект, в первую очередь, связывается с кризисом беженцев в Европе. На днях Латвия получила первый платеж от ЕС за прием соискателей убежища из лагерей в Греции, Италии Турции, в Госкассу поступило 996 000 евро. Деньги выплачиваются вперед, исходя из того, сколько в общей сложности человек примет конкретная страна. За два года Латвия обязалась принять 531 беженца. На сегодня принято лишь 69 человек.