Журнал: Латвия не контролирует потенциальных маньяков-рецидивистов1

Журнал: Латвия не контролирует потенциальных маньяков-рецидивистов
В Латвии нет механизма, который позволял бы держать под контролем психически нездоровых людей, которые совершали тяжкие преступления. Никто точно не знает, проходят ли они принудительное лечение на самом деле и есть ли гарантия того, что они не совершат преступление еще раз, пишет журнал Ir.

В 2014 году в Латвии насчитывалось около 84 000 жителей, у которых врачи диагностировали проблемы с психикой или поведением, пишет журнал со ссылкой на данные Министерства здравоохранения. До тех пор, пока они не представляют опасности, лечение является добровольным. На принудительное психиатрическое лечение каждый год направляется более 100 человек. В 2015 году в Рижском центре психиатрии и наркологии содержалось 56 опасных пациентов, в елгавской больнице Ģintermuiža и в Психоневрологической больнице в Стренчи - по 20, в Даугавпилсской Психоневрологической больнице - 12. Еще восемь пациентов находились на принудительном лечении в Акнисте и Приморской больнице. Среди заключенных есть люди, которые совершали жестокие убийства, каннибалы и т.д.

 

Журнал отмечает, что принудительное лечение, в отличие от тюремного заключения, учитывает не тяжесть совершенного преступления, а состояние здоровья человека и уровень его опасности для общества. На основании заключения врачей он освобождается от уголовной ответственности. В итоге пациента могут передать на попечение родственников (если он не признан опасным), может быть назначено амбулаторное лечение или лечение в больнице закрытого типа.

 

Однако лечение в психбольнице не означает изоляции на всю жизнь. Если состояние здоровья человека улучшается, его могут направить на лечение дома, обязав регулярно посещать психиатра. Однако, как отмечает журнал, на практике это не работает - ни одно учреждение не отвечает за поведение психически больного человека на воле.

 

В итоге возможны случаи рецидивов, как в ситуации с неким мужчиной, который в 1997 году жестоко убил жену, был признан невменяемым, провел 15 лет в больнице и вышел на свободу, поскольку врачи признали, что его состояние значительно улучшилось. В августе 2012 года, через несколько месяцев после освобождения, он молотком убил свою мать. В феврале 2015 года в Саулкрасты на месте пожара в частном доме было найдено два трупа. Полиция пришла к выводу, что произошло убийство, и подозрения пали на молодого человека 1994 года рождения. Выяснилось, что он убил бабушку и дядю, и это было не первое его преступление. В 2013 году он был осужден за покушение на убийство, признан невменяемым и около года провел в больнице. Затем консилиум врачей смягчил режим лечения и отравил мужчину домой.

 

В Латвии нет данных о том, насколько часто люди с психическими заболеваниями, освобожденные от уголовной ответственности, снова совершают преступления. Только одна психиатрическая больница - Даугавпилсская - сообщила журналу, что за последние 10 лет принудительное лечение здесь проходили 182 человека, и 15 из них попали в больницу после повторного совершения преступления.

 

Более того, поскольку эти люди освобождены от уголовной ответственности, их имен нет в Регистре наказаний. Нет и общего регистра таких пациентов. "Мы пытались поднять вопрос, чтобы дежурный, принимая вызов, мог видеть и предупредить коллег о том, что по конкретному адресу есть человек с психическими нарушениями", - заявил журналу начальник Даугавпилсского участка полиции Янис Анспокс. Данных нет и у "скорой помощи", при этом количество случаев, когда медикам требуется помощь полиции, растет (в 2014 году - 6991 случай, в 2015-м - 7106).

 

Министерства не спешат заниматься решением этой проблемы, отмечает журнал. Представители министерства юстиции полагают, что таких людей не нужно считать осужденными, поскольку здоровье человека имеет первостепенное значение. Министерство здравоохранения полагает, что врачи не должны заставлять пациентов, которых отпустили домой, проходить назначенное лечение.

 

Между тем, Латвия начала реализовывать конвенцию ООН о защите права инвалидов на независимую жизнь. В рамках этого процесса будет проходить массовый перевод пациентов за пределы лечебных учреждений. До 2020 года центры государственной опеки должны оставить около 700 человек, около 400 из них - с психическими отклонениями. Уход за ними должны будут обеспечивать самоуправления. Журнал отмечает, что в центрах нет людей, которым назначено принудительное лечение, но есть те, кто без регулярного приема медикаментов могут стать агрессивными. Как обеспечить, чтобы они принимали лекарства на дому и не представляли опасности для общества - неизвестно.