Пять главных новостей страны

Пять главных новостей страны
События последних дней показали, что нам совершенно не стоит бояться беженцев, ведь этот статус латвийские чиновники дают лишь каждому 20-му иммигранту. Но в то же время нам явно стоит опасаться случаев насилия над детьми, ведь политики указывают, что при последних нашумевших случаях детских смертей «все службы сработали хорошо».

1. МОЖЕМ ЛИШИТЬСЯ ДЕНЕГ ЕС

 

В Министерстве финансов переполох. Оказалось, страна может лишиться части предусмотренного ей из европейских структурных фондов финансирования на текущий год. Причина этого риска расписана в сообщении Минфина сложными и малознакомыми обывателю терминами. Но если говорить простым языком, она кроется в том, что Латвия слишком медленно реализует европейские проекты.

 

Недаром ведь нынешний период планирования по документам начался еще в 2014 году. А по факту только в этом, 2017-м начнется действительно массовая реализация многочисленных замыслов, на которые будут выделены европейские средства. 

 

Между тем в ЕС установлены четкие процедуры и условия для освоения структурных фондов. Если страна не выполняет взятых обязательств, то в следующем году сокращается объем доступных ей средств. Латвии грозит потеря 16,6 млн евро. Потерять их наши чиновники, ясное дело, не хотят. Поэтому сейчас корпят над тем, чтобы, наконец, запустить как можно больше программ и конкурсов проектов в текущем году. При этом перед ними стоит задача еще и сделать все это качественно: чтобы не просто потратить деньги, а эффективно и с умом. 

 

Удастся ли им это? Итог можно будет подвести в конце этого года.

 

2. ГОСУДАРСТВО «РАЗВЕЛИ» НА 1,6 миллиона

 

В руки журналистов передачи Nekā personīga попало своего рода пособие по ведению бизнеса для тех, кто хочет обвести вокруг пальца государство и СГД. Пикантность момента в том, что данный свод правил был разработан самими сотрудниками СГД для «своих» предпринимателей. Те, соблюдая определенные условия, могли избежать привлечения внимания к сомнительным сделкам внутренней системы Службы госдоходов, но при этом быть закрепленными за определенным, так скажем, особо лояльным инспектором. 

 

Так, предприятие нужно было регистрировать в Видземском предместье Риги, название его должно было начинаться с букв от «А» до «К», а сделки должны были приносить хозяину как минимум 15% прибыли. Были указаны также банки, в которых должны были быть счета у фирмы, количество ее сотрудников и даже размер их зарплат. Пособие по открытию «незаметного» бизнеса включало в себя также инструкцию по работе в системе электронного декларирования и даже ответам на телефонные звонки. 

 

В это сложно поверить, но такой свод правил, написанный руками сотрудников СГД, действительно существует! В прошлом году сотрудники Финансовой полиции нашли это пособие у сотрудницы главной налоговой институции Латвии Агнесе Леймане. А теперь это руководство по ведению бизнеса попало и в руки к журналистам.

 

Кстати, интересно и развитие этой истории с позиции карьерных пертурбаций той самой Леймане. Будучи главным налоговым инспектором Цесисского отделения СГД, она была задержана по подозрению в организации схемы, при помощи которой государство за три года «развели» на 1,6 млн евро. 

 

И вот что в связи с этим делом сообщила гендиректор СГД Илзе Цируле:

 

«Уголовный процесс продолжается, расследование продолжается. Не могу точно сказать, когда дело будет передано в прокуратуру для начала уголовного преследования. В данный момент сотрудница продолжает работу в СГД, но совсем в другой должности, где у нее гораздо меньшие полномочия и практически нет доступа к клиентской информации».

 

Что ж, видимо, чтобы нечистому на руку чиновнику быть уволенным из СГД, ему надо написать явку с повинной. Во всех иных случаях его дело будут расследовать годами, а он будет продолжать свое служение интересам общества…

 

3. БЕЖЕНЦЫ – ГОРДОСТЬ МВД

 

На днях исполняется год с момента подписания соглашения с Брюсселем, согласно которому Латвия стала принимать у себя «общеевропейских» беженцев, не допуская таким образом их повышенной концентрации в других странах союза и проявляя свою солидарность с последними. 

 

Готовясь к реализации этого соглашения, чиновники под руководством госсекретаря МВД Илзе Петерсоне-Годмане разработали план действий. Сегодня Министерство внутренних дел с гордостью рапортует о том, что ему удалось воплотить в жизнь написанный план аж на 90%. А вот других два министерства – благосостояния и экономики – не спешат давать позитивную оценку своей же работе и готовятся вскоре выйти с новыми предложениями по решению ситуации с иммигрантами. 

 

Если опустить различное отношение к текущему положению дел и посмотреть на голые факты, то за этот год в Латвию, по соглашению с Брюсселем, были из солидарности с остальной Европой перемещены 207 иммигрантов. Загвоздка в том, что простые жители Латвии называют их собирательно «беженцами», но на самом деле юридический статус беженца не так и просто получить. Из этих более чем двух сотен приехавших к нам человек беженцами были официально признаны лишь десять. Еще чуть более чем сотне человек присвоили альтернативный статус, а с ним – право на жизнь в Латвии всего на год.

 

В то же время руководитель рижского бюро Международной миграционной организации Илмарс Межс заявил:

 

«Система приема беженцев в Латвии не работает». 

 

На повестке дня правительства скоро встанет вопрос об изменении действующего порядка, чтобы мотивировать беженцев оставаться в нашей стране. Самый больной вопрос при этом – поиск и оплата жилья. Возможно, увеличат пособия для беженцев. 

 

4. Госязык опять под угрозой

 

Центр госязыка рассмотрел заявление партии «Национальный союз "Справедливость"» и резюмировал, что при зажжении рождественской елки в Каросте должностные лица Лиепайского самоуправления позволили себе публично говорить по-русски. Представитель центра Сармите Павулена заявила, что «выступления должностных лиц на иностранном языке – нелучшая практика для содействия интеграции». 

 

Как добавила Павулена, Центру госязыка непонятно, с какой целью должностные лица говорили по-русски, ведь с момента закрепления статуса госязыка в Конституции Латвии прошло уже 20 лет, и, по мнению инспекторов, жители Латвии должны понимать публичные речи на латышском.

 

Жаль, что сотрудники Центра госязыка не прикинули, сколько лет действительно необходимо для смены поколений, и не учли тот факт, что многие, может, и понимают латышский, но обращение представителя самоуправления на их родном языке воспринимают как элементарный жест вежливости и уважения. 

 

В Даугавпилсе, где живут представители разных этнических групп, представители местной власти обращаются к горожанам и на латышском, и на русском языках. Иногда можно услышать даже латгальский. И всем понятно, что эти языки не являются здесь иностранными, как пытается их выставить Центр госзяыка. И пример нашего города доказывает, что именно их использование должностными лицами как раз-таки и способствует интеграции и взаимопониманию.

 

5. ДЕТИ ГИБНУТ – НИКТО НЕ ВИНОВАТ

 

Комиссии Сейма по социальным вопросам и по правам человека заседают вместе, чтобы найти решение, как улучшить контроль за так называемыми семьями риска. 

 

За последнее время Латвийскую общественность всколыхнуло сразу несколько историй о том, как маленькие дети погибли или едва не погибли из-за недосмотра собственными родителями, пострадали от насилия со стороны родителей.

 

«Анализируя последние случаи, когда погибли дети, можно сделать вывод, что каждая из служб, вроде бы, сработала добропорядочно. Но раз такие трагические случаи все же происходят, очевидно, что в системе что-то не в порядке. Необходимо тесное и скоординированное сотрудничество служб, обмен информацией. Но это лишь одна сторона медали. Нам еще нужно серьезно рассматривать вопрос отношения общества к окружающим людям. Зададим себе вопрос: что каждый из нас может сделать, чтобы по соседству не повторилась подобная трагедия?!» – призывает председатель комиссии Сейма по социальным и трудовым вопросам Айя Барча.

 

На фото: Те немногие беженцы, которые должны были интегрироваться в латвийские реалии, из нашей страны почти все сбежали в поисках лучшей жизни в Центральную Европу. На выделенное им пособие в размере 139 евро в месяц они не смогли найти жилье, да и работать даже за 400 евро в месяц они не хотят. Так что покидают Латвию и едут дальше. 

 

А МВД с гордостью сообщает о выполнении «плана по беженцам».