Сделаем Латвию снова великой

Сделаем Латвию снова великой
Если бы роман Чернышевского «Что делать?» появился на свет сегодня, то его название обязательно дополнили бы уточнением «Что делать… в России», «…в Париже», «…если вам за 40». Ведь это очень важно для современного маркетинга. Правда, если речь идет о Латвии, то тут дела обстоят из рук вон плохо.

Есть ли у Латвии бренд? Есть ли у Латвии своя идея? Эти вопросы были очень актуальны не только в 90-ые, но и совсем ещё недавно. Увы, но теперь подобными задачками интересуются разве что юродивые. Кто-то занят освоением еврофондов, а кто-то уже растит детей на Туманном Альбионе. Будущее – оно непроницаемо и лучше вообще о нем не думать. В конце концов «поколение игрек» и вовсе не верит в то, что доживет до пенсии.

 

Ваш покорный слуга на какое-то время исчез с радаров. Но исчез не потому, что руки устали клацать по упругим квадратикам. Мне очень захотелось попасть на одно знатное мероприятие, проходящее в Риге ежегодно с 2011 года. Мероприятие это – технологическая конференция TechChill, которая в этом году собрала более тысячи головастых персонажей. Среди прочих на ней засветились и президент Латвии, и Министр экономики, и ребята из Forbes, и даже один из создателей легендарного браузера Netscape (Девид Бизер). Шестое чувство подсказывало мне, что в этом году данное событие окажется своего рода лакмусовой бумажкой для всего латвийского общества. И я не ошибся.

 

Сделаем Латвию снова великой

Quo vadis, Latvia?

 

2017 год – год стартапов в Латвии. Год больших надежд и опасений. Куда нужно было податься, чтобы сполна это прочувствовать? Конечно же в Латвийскую Национальную Библиотеку, где и состоялась конференция TechChill.

 

Сделаем Латвию снова великой

Сделаем Латвию снова великой



 

Вообще TechChill это не просто конференция: здесь выступают эксперты (что немаловажно – настоящие), показывают презентации местных и иностранных проектов, стоят стенды государственных организаций, имеется комната переговоров (жутко шумная) и места для неформального общения. Журналисты могут собрать здесь материалы на несколько полноценных, крупных статей.Мне сложно было не поддаться этому искушению.

 

Вопрос «Есть ли у Латвии своя идея?», упомянутый в начале статьи, на конференции был перефразирован многими во фразу «Может ли Латвия стать крутым местом для развития высоких технологий?». То есть, способны ли мы хотя бы как-то сымитировать атмосферу Силиконовой долины или, что менее утопично, последовать за эстонским примером (Skype, Tranferwise, Pipedrive). Разные гости давали разные ответы, хотя, в общем и целом, их мнения можно уложить в следующий список:

 

- Мир современных технологий не просто глобален, он гипер-глобален. И большим и малым компаниям начихать на страны и их желания. Сегодня одна хорошая идея может за несколько лет вырасти до таких размеров, что совокупная стоимость предприятия будет выше ВВП отдельно взятого государства.

 

- В Латвии есть выдающиеся таланты. Но эти таланты и люди их окружающие не умеют мыслить в коммерческом ключе, не умеют открывать рот и не умеют разумно реагировать на критику.

 

- Латвийским политикам и технологическим умам нужно перестать завидовать Эстонии и надеяться на то, что кто-то местный изобретет Skype. Второй Skype никому не нужен, да и сами технологии идут семимильными шагами. Важно найти решение актуальной проблемы – в этом вся соль.

 

- В развитых странах мира программисты и изобретатели всё реже соглашаются на высокие зарплаты, отдавая предпочтение хорошей команде и смыслу того, ради чего они создают свои гаджеты или приложения. Поэтому латвийским умельцам есть о чем подумать, прежде чем подписывать свой договор с крупной корпорацией.

 

- Какими бы интересными ни были последние инициативы правительства (закон о стартапах, стартап-визы), пока в Латвии не будет продумана толковая налоговая политика, всё это – фантики на ветру.

 

- Латвийские мозги утекают заграницу и это абсолютно естественный процесс. Горевать об этом нет никакого смысла.

 

Кстати, насчет закона о стартапах. Если бы на конференции оказалась желтая пресса, то уже на следующий день Министр экономики Арвилс Ашераденс был бы на первых полосах газет и новостных порталов. Когда вам со сцены говорят, что половина депутатов Сейма не знает, что такое стартап, и за что они голосуют, то на вашем лице надолго остается гримаса удивленного идиота.

 

Сделаем Латвию снова великой
Во второй раз мне пришлось сдерживать свое недоумение перед стендом Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA). Вот кто уж кто, а они должны быть в курсе всего, что связано со стартапами (администрирующая инстанция, как-никак). Но почему-то они вели себя совсем скромно, не смогли ответить на вполне адекватные вопросы и почти ничего не сказали про преимущества для иностранных предпринимателей, желающих регистрировать свои инновации здесь, в Латвии. То ли ребята попались совсем юные, то ли конкретики во всем этом пока ещё совсем мало. Зато удалось выудить более-менее уникальную информацию – регистр поддерживаемых стартапов и их инвесторов должен появиться в начале марта. Тогда то и можно будет посмотреть, куда же мы идем.

 

Последний шанс?

 

К чему все эти строки? А к тому, что перед лицом отключения от евро-дотаций и на фоне постоянного оттока населения хай-тек может стать одним из последних реальных шансов для Латвии. Вместо аморфных предложений по реэмиграции и грызни по поводу социального бюджета, наша маленькая страна может взять равнение на Эстонию и Южную Корею.

 

Вооружившись такими примерами как Infogram, Edurio, MikroTik и другими, Латвия вполне может начать вылезать из той ямы, в которую она сама себя затолкала. Правда для этого нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. А потом работать и ещё раз работать. Удастся ли? Этот вопрос пока остается открытым. Хотя, наблюдая за тем, как самоотверженно наши ребята из РТУ и других вузов бросают вызов мировой конкуренции, огонек надежды на лучшее будущее продолжает гореть ровным пламенем.

 

Сделаем Латвию снова великой