Если б знали вы, как мне дороги…1

Если б знали вы,  как мне дороги…
Обратиться к теме ценовой политики на лекарства подвигло возмущение родителей детей – люди не понимают, почему так растут цены на необходимые в любой семье препараты. К примеру, цена на Nurofen для ребенка за каких-то три месяца рванула вверх больше чем на 4 евро.

Однако в каждой аптеке, смотря какой она принадлежит сети, этот рывок выглядит по-разному. Так, в аптеке Benu сироп Nurofen (200 мл) недавно стоил 9,03 евро, потом на него сделали скидку, и цена составляла 8,29 евро. В Mēness-аптеке такой же «Нурофен» продается по 9,23 евро, а Euroaptieka оценила нестероидный противовоспалительный препарат «Нурофен» в 8,99 евро. Тогда как ранее «Нурофен» обходился семейному кошельку в 5,03 евро. В одной из аптек мне дали такое пояснение: медикамент был закуплен ранее в больших количествах по более низкой цене. Запасы закончились, и новые цены без стеснения рванули вверх.

 

В разговоре с газетой «СейЧас» местные фармацевты соглашались, что лекарства дешевле не становятся, но подорожание идет не семимильными шагами, а потихоньку. Пример с «Нурофеном», когда повышение цены невозможно не заметить, почти исключение.

 

«Мы заказываем медикаменты со склада, какая цена есть, по такой и берем, – говорила заведующая одной из аптек. – Люди все равно будут покупать, какую цену ни назначь. Если речь о препарате "Нурофен", то препарат, конечно, подорожал. Можем предложить "Панадол", он дешевле – 4,21 евро, но там состав другой». Понятно, да? У аптеки всегда есть предложение, а у покупателя – выбор. Люди лечатся, как и живут, по средствам. А без средств нынче никуда – флакончик йода (20 мл) стоит 2,72 евро, а зеленка и того дороже – за 10 мл заплатите 2,32 евро. Старики вздохнут: в наше время мы таких цен не знали, йод да зеленка – сущие копейки стоили… Непомерно возросла и цена пластырей.

 

Сегодня вместо дешевейшего альбуцита (капли для гза) предлагают Oculoheel, при мне в аптеке женщина заплатила 2,32 евро за 4 крошечных тюбика-капельницы по 0,45 мл.

 

А как у соседей?

 

Конечно, лекарства дороги не только в Латвии, в соседней Литве эта проблема стоит не менее остро. Озаботившись ситуацией, Литва собирается менять правовые акты, регулирующие область фармацевтики. Если примут представленные в парламенте изменения, цены на лекарства должны снизиться, повысится их доступность пациентам, а также прозрачность фармацевтического сектора. Кроме того, поправки к правовым актам будут способствовать улучшению механизма компенсации на лекарства. Сегодня в Литве считают, что только правовых поправок недостаточно – необходимо осознание аптекарей и медиков того, насколько важно, чтобы люди платили меньше за лекарства. Планируется, что список компенсируемых лекарств будет пересматриваться не раз в год, как сейчас, а хотя бы два или три. Литва хочет добиться, чтобы для большего числа пациентов лекарства подешевели не только в аптеках, но и в медучреждениях. Подготовленные поправки к закону о фармации предоставят больницам право приобретать лекарства и в нелитовских упаковках, что позволит не только сэкономить средства Фонда обязательного страхования здоровья и больниц, но и ускорит доставку лекарств в медучреждения. В Литве также меняется порядок, актуальный для производителей и аптек, – после вступления его в силу, нельзя будет сообщать о ценах на лекарства заинтересованным сторонам, что позволит снизить цены на препараты и повысит конкуренцию. 

 

Сокращение цен на лекарства – трудное, но такое важное для всех нас дело. В Латвии растущие цены на медикаменты в последнее время стараются как-то фиксировать, чтобы уж совсем не зашкаливали. 

 

А кому-то выгодно

 

А вот фармацевтические компании живут хорошо. Результаты работы концерна Grindex за девять месяцев 2016 года показывали динамичный рост оборота и прибыли, чему способствует увеличение объема продаж готовых лекарственных форм. Согласно консолидированным финансовым отчетам акционерного общества Grindex, оборот концерна за 9 месяцев 2016 года составил 72,4 млн евро, что на 8,9 млн евро, или на 14%, больше, чем за девять месяцев 2015 года. Помнится, экс-министр здравоохранения Белевичс пояснял, почему растут цены на лекарства. 

 

«В Латвии цены на лекарства завышены в первую очередь из-за сильно завышенной платы за регистрацию препаратов. У нас это стоит в несколько раз больше, чем, к примеру, в Германии, – говорил чиновник, по мнению которого снижения цен на лекарства в Латвии можно было бы добиться, понизив регистрационную стоимость, открыв рынок для патентосвободных лекарств, а также устранив преграды на пути параллельного импорта для инновационных препаратов. По новым правилам Кабмина плата за регистрацию патентосвободных лекарств – дженериков уменьшилась в 10 раз. Раньше фирмы жаловались на дороговизну этой услуги, на то, что ее невозможно отработать на небольшом латвийском рынке. Сейчас, надо полагать, отрабатывают, но где дешевые лекарства? Латвийцы, которым не по карману медикаменты, которые выписывает врач, либо сокращают курс приема препаратов, либо не покупают их вовсе.

 

И вот вам рост запущенных заболеваний! Политикой регистрации медикаментов занимается Государственное агентство лекарств (ZVA), по данным которого, общий оборот латвийских оптовых торговцев лекарствами в октябре 2016 года достиг 31,12 млн евро, что на 8% больше, чем в октябре 2015 года. Если цена приобретенного лекарства окажется выше, чем та, что указана на сайте ZVA (www.zva.gov.lv), можно сообщить об этом в Латгальское отделение Национальной службы здравоохранение (тел. 65422236). 

 

Выхода нет?

 

Увы, дороговизна лекарств в латвийских аптеках, как уже упоминалось, касается даже самых простых медикаментов, производимых по давно известным технологиям, к тому же из дешевых компонентов. В составе борного спирта щепотка порошка борной кислоты и пара столовых ложек спирта. Кто-то из читателей вспомнит, что в былые времена такая склянка ценилась в три копейки. Сегодня цена борного спирта в Euroaptiekа 3,28 евро (25 мл)! Производители, распространители, продавцы и контролирующие инстанции демонстрируют свою, прямо скажем, ненасытность. А ведь еще есть благодетели в госструктурах. Вот и набегает более трех евро за некогда трехкопеечный пузырек. Сделать лекарство дешевле – отобрать чью-то прибыль. Нет, понятно, когда космические цены на инновации.

 

Но почему тот же йод ценится в Латвии в 10 раз дороже, чем в России? Разве его производство требует сложных химических процессов? Ответ у чиновников такой: это обусловлено величиной рынка, в России, мол, намного больше жителей. Поэтому даже препараты местных фармацевтических предприятий дешевле в России, чем на родине. Вывод напрашивается простой: пока население Латвии сокращается, медикаменты подешеветь не могут. А как же единый Евросоюз? Мы же все вместе, нас же так много! Или не вместе?..  Конечно, одно дело покупать медикаменты, исходя из зарплат и медицинского страхования в Германии, и другое, на наши гроши. Вот и получается: что немцу хорошо, то… многим латвийцам без соцпомощи на нужное лекарство не собрать.