Зубрежка вместо учебы: как вести себя родителям?

Зубрежка вместо учебы: как вести себя родителям?
Сегодня сложно найти родителя, который не хотел бы, чтобы его ребенок выучил государственный язык. Но порой методика изучения этого языка в школе вызывает недоумение у родителей. Они рассказали газете «СейЧас» о совершенно странных случаях.

Мама пятиклассницы, например, говорит: «Английский язык моя дочь знает лучше, чем латышский. Хотя уроков латышского больше. Я смотрела их учебники, так они, извините, дурацкие. Вместо того, чтобы учить слова, которые нужны для изъяснения мысли на этом языке, они заучивают такие словечки как "стремена", "шпоры", "седло" и прочее. А действительно ходовые слова – очень редко. В итоге языка ребенок не знает. С этого года беру репетитора…»

 

Другая женщина рассказывает, как ее родственник заучивал названия музыкальных инструментов и птиц на латышском. Иной и на родном языке не отличит сороку от щегла, а на латышском должен знать, как зовут обоих. Зачем?!

 

«Тема в учебнике одна, а они просто учат слова по алфавиту. Скажем, тема – «Моя комната», а дети учат слова на букву «с»: cukurs, ciete, caurule и другие, не связанные с этой темой», – делится своим удивлением от содержания уроков латышского языка другая мама.

 

С заданиями в рабочих тетрадях по латышскому для школ нацменьшинств порой не могут справиться даже коренные латыши. 

 

Но ситуация в разных школах неодинакова. Мама другой девочки отмечает: «К латышскому языку у меня претензий нет. У нас изумительная учительница, которая без лишнего напряга для детей (и тем более родителей) преподает так, что в 6-м классе дочка свободно говорит на латышском (на уровне своего возраста). А вот уроки музыки—это ад!  Дети зубрят песни, слов которых даже родители не понимают. Меня это всегда раздражало и не перестает раздражать».

 

Выслушав содержание приведенных выше комментариев от корреспондента «СейЧас», руководитель Управления образования Даугавпилса Марина Исупова сказала: 

 

«Родители – своего рода заказчики образования для своих детей. Закончилось то время, когда родителей просили не вмешиваться в учебный процесс. Сегодня все как раз наоборот. И поэтому я очень прошу (!) родителей воспользоваться своим правом знать, что, как и почему преподают в школе их детям. Итак, каждый родитель – а лучше, если это будет инициативная группа, родительский комитет, – имеет право обратиться к директору школы и узнать, почему выбрана именно эта методика изучения латышского языка (и других предметов), почему руководство школы считает ее лучшей. Родители должны понимать, что и почему делает школа. Задавая детям домашние задания, школы взывают к помощи родителей в выполнении этих заданий. Следовательно, без понимания происходящего со стороны родителей нельзя. 

 

Конечно, все школы сдают экзамены, и во многом учителя работают именно на результат на экзаменах. Но все-таки родители должны знать и понимать, что преподают их детям в школе.

 

Призываю к общению с педагогами по латышскому и администрацией школ в позитивном и конструктивном ключе. Если вдруг директора отказываются услышать родителей, пусть обращаются ко мне. Только не наоборот!»

 

Мы также поинтересовались мнением методиста по вопросам латышского языка Управления образования Илоны Бохане. 

 

«Вообще, конечно, нужно начинать со словарного запаса, а затем изучать то, как его использовать. Грамматика при этом также важна. Есть такое понятие, как коммуникативная грамматика, это как раз умение грамматически правильно изъясняться на языке. Этому и обучают школьников.

 

Есть единый стандарт образования, который оговаривает, что должен уметь и знать выпускник того или иного класса школы. Его все должны придерживаться и соблюдать. Под этот стандарт Министерство образования и науки предлагает образцовую программу обучения, которую школы в основном и используют. Так же, как преимущественно преподают по учебникам, которые советует Агентство латышского языка. И если используется эта программа и эти учебники, то таких чудес, как вы рассказываете, быть не должно. Но, в принципе, школы и педагоги могут выбирать также другие программы и учебники. Родители действительно вправе получить информацию о выборе школы, узнать, утверждена ли применяемая в их школе образовательная программа».

 

В свою очередь методист Управления образования по школам нацменьшинств Силвия Мицкевича считает: «Дети учатся всего один раз, и, конечно, каждый родитель справедливо считает, что они должны получить качественное образование. Каждый педагог действительно волен сам выбирать методы обучения, но если они не приносят успеха или выглядят явно странными, то родителям нужно обращаться к администрации школы».