«Щука пожрала всю плотву»?2

«Щука пожрала всю плотву»?
В Латвии продолжаются мероприятия, направленные на пополнение рыбных ресурсов. К примеру, этим летом в Деменской волости Даугавпилсского края был реализован проект с запуском в Бригенское озеро 13 000 мальков щуки, что потребовало 3916 евро, из которых большую часть (3485 евро) выделил Рыбный фонд.

При реализации подобных мероприятий латвийцев уверяют, что через пару лет «при сопутствующих благоприятных условиях» мальки вырастут в крупных рыб. Мальками щуки и пополнилось также озеро Лукна, озера Шуню и Стропака. В планах – обогатить щучьим водонаселением озера Малые Стропы и Большие Стропы, куда в прошлом году запустили мальков судака. Казалось бы, щука – рыба хорошая: хочешь – запекай, хочешь – котлеты лепи или фаршируй. Однако в отношении запуска в местные водоемы этой рыбы, не уступающей по выживаемости карпу, мнения разделились. Кто-то считает щуку естественным санитаром, мол, охотится она на слабых, больных или пораненных рыбешек, другие в восторге от того, что щука с легкостью переносит снижение в воде кислорода.

 

Еще говорят, что щука повышает рыбопродуктивность по карпу, карасю и прочим разводимым рыбам за счет уничтожения их конкурентов в питании. Хотя хорошо известно, что прожорливый карп всеяден и сам кого хочешь слопает. 

 

И теперь «картина маслом» прошлой недели, связанная с посещением «СейЧас» рыбного павильона даугавпилсского рынка. Скажу, что ассортимент выдался неплохой. Из морской рыбы предлагалось: скумбрия, кинг клип, лосось, хек, кальмары, нототения, треска, палтус, минтай и иная, предпочитающая морские просторы рыба. Из пресноводной в этот день торговали литовским карпом по 3,75 евро за кило. «Эти карпы хоть болотом не воняют, как наши», – рекламировала импорт продавщица. Она же указала направление, где торгуют озерной рыбой местного улова: «От меня по диагонали». «По диагонали» тоже нашлось на что посмотреть, хоть и в более скромном «сюжете». Стало понятно: рыба в латгальских водоемах водится. Поблескивали чешуей: лещ, судак, линь, плотва, карасики, во всю длину, напоминающий змею, растянулся угорь по 18 евро за кило, тогда как цена остальных озерных и речных представителей колебалась от 1 евро до 3,50 за кг выловленного веса – что ж, вполне себе демократично. Всем этим богатством заведовал продавец-мужчина. Увы, этот продавец на «поговорить» с «СейЧас» не согласился. Спасибо, хоть вопрос о зарыблении без ответа не остался. «Щука в Стропском озере пожрала всю плотву, – сокрушался он. – Раньше мои знакомые, те, кто живет у озера, за 15 минут на две сковороды могли наловить. А теперь ни плотвы, ни уклейки! Щука все сожрет, а потом начнет сама себя поедать. Щуку, конечно, запускать надо, но не в таком же количестве!»

 

Все знают: служба санитарного надзора обязана отслеживать происхождение рыбы по документам. В базу данных вписаны все поставщики, это позволяет получить информацию о состоянии водоема, в котором рыба поймана, увидеть зарегистрирован ли в базе участник рынка (MK Латвия, 2016). На торговом месте в поле зрения покупателя должна быть информация о названии рыбы по международной классификации (когда, к примеру, скумбрия «отзывается» на «макрель»), в каком регионе выловлена или выращена рыба. В рыбном павильоне Даугавпилса пресноводная свежая рыба удовлетворялась ценниками, старательно выведенными от руки, уточнения названия не предусматривалось.

 

На прошлой же неделе в Rimi в продаже был импортный карп солидных размеров по цене 8,99 евро за 1 кг. Но, несмотря на призывные габариты рыбы, народ оставался  безучастным – наши пенсионеры выстроились в очередь за свиным фаршем, цену на который сбросили до 2,99 евро за килограмм. Был бы карп по такой цене, стояли бы за ним. Однако выбор рыбы по стоимости все-таки есть – в рыбном павильоне карп намного дешевле. Сравнивать можно и дальше, к примеру, с соседней Литвой. В Утене обосновался супермаркет Lidl, так в нем свежая расфасованная речная форель на минувшей неделе продавалась по 6,47 евро за килограмм, т. е. форель в Литве дешевле магазинного карпа в Даугавпилсе.  

 

В этом году в Центре управления охраны окружающей среды Rāzna встречались представители инстанций по охране природы, ученые BIOR. В докладе о состоянии озера Разна, второго по величине в Латвии, указывалось на негативное влияние рыбного промысла на баланс между хищниками и мирной рыбой, из-за чего упал улов окуней, плотвы и угрей. На озере Разна на 17 коммерсантов-рыболовов приходится до 4/5 от всей массы вылавливаемой рыбы. При этом лимиты на промышленную ловлю используются по максимуму – в ход идут сети, клетки, специальные тропы для угрей. В середине XX века окунь занимал до 80% от суммарного улова на этом озере, к 2016 году показатель снизился до 29%.  

 

В Латвии почти 100 тыс. рыболовов и примерно 1000 любителей подводной охоты. В 2016 году условия рыбалки и подводной охоты ужесточились Правилами КМ №800, что ограничило улов и время промысла для любителей посидеть с удочкой, поохотиться за рыбой под водой или использовать бредень. «Поправили» тех, кто ловит рыбу не для продажи, а для собственных нужд или из спортивного интереса, в том смысле, что сбывать добытую на рыбалке или подводной охоте рыбу нельзя. Сегодня, при наличии карты, рыболов оставляет для себя только одну форель и трех угрей. 

Отметим и то, что в Латвии при одном из старейших рыбопитомников – «Томе» (BIOR) – заработал образовательный центр аквакультуры, где совершенствуют способы разведения пород рыб. Производятся разные породы мальков, в том числе мальки лосося, кумжа, форели, судака, мальки осетровых рыб и др., которые направляются в латвийские водоемы и Балтийское море с миссией восполнить рыбные ресурсы. В год «Томе» вместе с филиалами производит более 13 млн мальков. Однако, как говорят специалисты, из многомиллионного потомства при выпуске его в самостоятельную жизнь в лучшем случае выживет лишь скромная часть. К сожалению, пойманная щука «по щучьему велению, по нашему хотению» не исполнит желания о том, чтобы латгальские водоемы наполнились вкусной рыбой. Такая щука только в сказке.