А. Мамыкин: «В политике не уважают тех, кто предает свои принципы»11

А. Мамыкин: «В политике не уважают тех, кто предает свои принципы»
Открытое письмо депутата Европарламента Андрея Мамыкина, адресованное Нилу Ушакову, стало причиной для многочисленных дискуссий и пересудов. Портал grani.lv попросил европарламентария ответить на несколько вопросов, которые возникли у латвийцев после ознакомления с текстом его обращения.

– Может ли в свете последних событий измениться отношение к «Согласию» со стороны правящих партий страны?

 

– Мне очень трудно судить, что подумает Ринкевич или Аболтыня. Я не их пресс-секретарь. Но помните, всякий раз, когда «Согласие» с блеском выигрывало выборы и получало 25%-30% мест в Сейме, правые партии говорили: «С этим страшными агентами Путина – никогда!» Поэтому я смею предположить, что эту же песню они будут петь в дальнейшем: и при наличии договора с «Единой Россией», и при его отсутствии.

 

Но с другой стороны, когда нужна будет поддержка «Согласия» по важным вопросам, обо всех договорах с «Единой Россией» в миг забудут. Так было, когда президенту страны нужна была поддержка «Согласия» на то, чтобы взять кредит у Международного Валютного фонда во время кризиса 2009-2012 годов. Так было, когда Латвия присоединялась к еврозоне. Президент первый бежал к «Согласию», умолял голосовать «за» по важнейшим для государства вопросам, и никакие договоры с «Единой Россией» его в этот момент не останавливали.

 

Вот вам пример, я его тоже упомянул и в своем открытом письме. Есть такая Центристская партия Эстонии. Она очень похожа на «Согласие». За нее традиционно голосуют и русскоязычные жители Эстонии, и этнические эстонцы. У Центристской партии тоже есть договор с «Единой Россией». И это совершенно не помешало «центристам» получить после 15 лет в оппозиции и пост премьер-министра Эстонии, и сейчас председательствовать в Совете ЕС. Никто сейчас не критикует премьера Эстонии Юри Ратаса за это. Причем, в отличие от латвийской президентуры в ЕС в 2015 году, Эстония сейчас очень ярко и успешно проводит свою президентуру. Она ввела в повестку дня ЕС новые рамки социальных стандартов. При этом буквально вчера премьер Эстонии Юри Ратас заявил: из договора с «Единой Россией» Центристская партия выходить не будет. И никто из руководства ЕС Ратаса за это заявление не осудил.

 

– Насколько велики шансы, что «Согласие» возьмут, наконец, в коалицию нового Сейма?

 

– Это гадание на кофейной гуще, хотя бы потому, что мы сегодня не знаем итогов выборов от 6 октября 2018 года. На латышском фланге происходят большие изменения: умирает «Единство», появляются новые партии, некоторые из них говорят, что русских надо брать в правительство. Но, честно говоря, я не уверен, что выход из договора с «Единой Россией» моментально откроет двери Кабинета министров. Скорее наоборот: в политике – даже непримиримые оппоненты – очень уважают тех, кто отстаивает свои принципы. А тех, кто от принципов отказывается, не уважают. О них вытирают ноги.

 

Зачем вообще партии входят в коалиции и начинают вместе работать в правительстве? Чтобы защищать свои программные установки. Чтобы, имея в руках власть, воплощать то, о чем ты обещал своему избирателю и что он от тебя ждет.

 

– Показывает ли разрыв договора с «Единой Россией», что «Согласие» готово предать своего русскоязычного избирателя, которого использовало многие годы?

 

– Я бы не употреблял бы слово «предательство», это уж очень эмоционально. Но «русские» вопросы никуда не исчезли. Школы, гражданство, язык. Людей очень волнует то, как будут учиться их дети с февраля следующего года, когда премьер Кучинскис выдвинется с идеей перехода русских школ полностью на латышский язык обучения с 2020-2021 года. Неграждане – такая же больная тема. Мне кажется, что сейчас об этом в Латвии все меньше говорят, и это неправильно. И люди это видят.

 

Хорошие отношения с Россией всегда были сильным козырем партии «Согласие». Можно в России говорить с Навальным, Каспаровым, Жанной Немцовой. Но Россия сегодня – это Путин. Извините, но это правда. И если мы – Латвия – как страна хотим однажды выйти из дипломатического тупика отношений с Россией, сотрудничество с ведущей партией России нужно расширять, а не сворачивать.

 

– Как Вы лично оцениваете свои отношения с Согласием и его лидерами? Со стороны похоже на публичное выяснение отношений...

 

– Что значит «личные отношения»? Политическая партия – это же не семья.

 

Открытое письмо – хороший жанр. Два с половиной года назад я уже написал одно открытое письмо. Оно было адресовано главе МИДа Ринкевичу по поводу саммита Восточного партнерства, который в мае 2015 года проходил в Риге. По сути тогда я задал тот же самый вопрос, что и сегодня: мы хотим превратиться в плацдарм войнушки с Россией и выстроить за речкой Зилупе бетонную стену или мы видим в своем соседе потенциал процветания Латвии?

 

Чего я точно сегодняшним письмом добился, так это того, что сейчас внутри партии «Согласие» началась дискуссия. Ее не было, по моим оценкам, уже лет семь. Люди спорят, звонят мне, говорят как слова поддержки, так и высказывают критику. Это замечательно.

 

Ведь дискуссия, как известно, всегда помогает осознать ошибки, задать новые планы и двигаться вперед, не продавая по дешевке свои принципы. Это в политике самое главное. А иначе – не стоит вовсе идти в политику, баллотироваться куда-то и бороться за то, о чем тебя просят твои же избиратели.