Учение в мучение?

Учение в мучение?
Сколько времени дети должны тратить на домашние задания и почему смысл жизни некоторых из них сводится к выполнению «домашек»?

В нашей стране нет закона, который регулировал бы объем домашних заданий для школьников. Нет ни правил, ни хотя бы рекомендаций министерства. Закон «Об образовании» возлагает ответственность за освоение учебного материала на учителя, а тот, что естественно, стремится показать наилучший результат. Поэтому задает детям на дом.

 

Глава Государственной службы качества образования Инита Юхневича указывает: «Если родители видят, что ребенок дома слишком много занимается уроками, если им каждый день нужно самим подключаться к выполнению домашних заданий, – это сигнал, что нужно идти в школу и говорить с руководством либо с конкретным учителем». Если же в школе не хотят идти навстречу и что-либо менять, – в министерстве советуют обращаться в самоуправление, в Управление образования. Но поможет ли это, если закона, регулирующего объем домашних заданий, в Латвии нет, – вопрос открытый.

 

Газета «СейЧас» опросила местных мам и директоров школ и узнала, сколько времени тратят школьники на выполнение домашних заданий, нуждаются ли они в помощи и что об этом думают в школах.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Уже второй год в Риге проходит проект «Домашние задания со смыслом». В народе его прозвали «Школа без домашних заданий». Цель проекта – снизить нагрузку на школьников дома. «Выявили очень интересную тенденцию: что дети у нас работают больше, чем взрослые. Плюс конфликты в семье, потому что поругались и идем спать с плохим настроением... И мы стали думать, как помочь ребенку», – рассказывает директор Рижской 80-й средней школы Анна Владова. На сегодняшний день в проекте принимают участие 10 школ столицы. Впрочем, говорить о полном отсутствии домашних заданий нельзя. Авторы проекта поясняют: основная цель –избавить детей от бессмысленных ежедневных заданий. Взамен предлагают давать на дом то, что будет детям интересно и полезно.

 

«Дети сегодня по сравнению с советским временем другие, они живут в более насыщенном, интенсивном информационном поле. И вся их природа протестует против рутинных заданий», – признал директор Рижской классической гимназии Роман Алиев.

 

Педагоги отмечают позитивные изменения. Отдохнувший ученик – хороший ученик. По словам учительницы английского языка Рижской 80-й средней школы Юлии Гайле, когда дети приходят отдохнувшими, выспавшимися – у них, конечно, трудоспособность выше, чем у тех, что сидели и зубрили весь вечер.

 

Марина Исупова, руководитель Управления образования:

 

«Вопрос домашних заданий для нас один из самых актуальных. Тут и без всяких экспериментов и указаний министерства понятно, что нужно максимально активно и насыщенно заниматься с детьми на уроках. Едва ли нужно совсем отказаться от домашних заданий, но вопрос, какими они должны быть. Пойти исследовать что-то, изучить счета за коммунальные услуги, которые получают родители, проанализировать содержимое полок в магазине – это то, чего никогда не сделаешь в классе, но что реально развивает ребенка.

 

Хочу отметить, что группа продленного дня – это инициатива школы. Создавать такие группы могут позволить себе крупные школы, так как оплачивают они их работу из средств единой целевой дотации. И только школы решают, чем заниматься в продленке. В основном это все-таки социальная функция присмотра за детьми и далеко не всегда и вовсе не обязательно это выполнение домашних заданий».

 

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

 

Яна:

 

«В первом классе основной школы Vienības была продленка – это научило дочку самостоятельности в выполнении домашней работы. Во втором и третьем (сейчас) классе все делает сама. Только проверяю, чтобы не было ошибок. На домашнюю работу уходит в среднем 30 минут».

 

Инесса:

 

«15-я школа, 3-й класс. Не сравнить с первым и вторым классом, когда на всю домашнюю работу уходило 20–30 минут. Сейчас задают как когда: то густо, то пусто. Бывают дни, когда по два часа приходится делать домашние задания. Особенно если надо к контрольной подготовиться или выучить большой стих. Все задания делаем вместе».

 

Ольга:

 

«Дочка пошла в первый класс. Раньше меня пугали рассказы про посвящение каждого вечера домашним заданиям. На самом деле все оказалось не так страшно. Письменные задания делает на продленке, дома только читаем. Если стих наизусть, то, как правило, половину знает, едва придя со школы. Послушала мам, у которых дети в других школах, – у них потяжелее. Пришла к выводу, что все зависит от школы и учителя».

 

Ольга:

 

«Наверное, до 6-го класса каждый день проверяла уроки и помогала с домашними работами. Если давала слабину и не контролировала, сразу случался спад в успеваемости. Продленки в нашей школе нет».

 

Антонина:

 

«2-й класс 10-й средней школы. Задают нормально, но не скажу, что прямо очень много. После школы ребенок отдыхает и только потом принимается за уроки. На выполнение домашних заданий выделяю час плюс еще 30 минут, если нужно учить слова или стихи. И не больше. Не успел – значит, пошел в школу так. Очень быстро втянулся в режим, не отвлекается и делает все сам. Если не понимает, приходит и спрашивает. Но через час сумка всегда собрана и забыта. Дальше – только отдых и кружки, прогулки. А старшая за уроки садится только в 22:00: раз-два – и готово! Учатся оба хорошо».

 

Татьяна:

 

«В первом классе сидели по 2–3 часа, бывало. А потом однажды я сказала дочке: "Если успеешь все сделать на продленке, вечернее время все твое: лепка, рисование, прогулки и другие интересы", – и вопрос вообще исчез. Я даже заскучала по тем совместно проведенным часам. Успевает в три школы и постоянно пробуем что-то новое. Вопрос приоритетов и распорядка дня!»

 

Юлия:

 

«Ребенок ходит на продленку (15-я школа), дома проверяем вместе и делаем остальные уроки. Читаем вместе, разбираем задания. Я не сказала бы, что нагрузка большая. Но есть моменты, которые я помню, как проходила в школе, а сейчас ребенок уже должен их знать, придя в школу. Детям тяжело: они узнают много нового, устают. Им необходимо время привыкнуть к школе».

 

Надежда:

 

«Больной вопрос. Все очень зависит от ребенка. Со старшим я думала: "Пусть все делает сам!" В итоге сплошные neieskaitīts, двойки и тройки, постоянные вызовы в школу. Меня и ребенка затюкали упреками из-за несделанных или плохо выполненных заданиях. Еле тянул, потому вообще перестал учиться. Не видел смысла. В его 12 лет мы переехали жить в Англию. Там выправился, ибо совсем другая система: более мотивирующая, менее стрессовая. Сейчас все хорошо, поступает в университет. Не знаю даже, чем бы закончилось дело здесь, в Латвии. Дочка при таком же моем подходе "вмешиваться по минимуму", вполне достойно тянула сама. Младший ребенок сейчас в третьем классе, и я вижу, что он старается, но не может сделать сам, не может перевести задания с латышского на русский. Я на работе до 19–20, дома ему помогать некому. Поэтому у нас есть репетитор, которая делает с ним домашние задания. Каждый день на выполнение домашних заданий уходит 3–4 часа. Ни о каких тренировках или дополнительных занятиях речь даже не идет. В первом классе пытались справиться сами, и опять был стресс и у ребенка, и у меня.

 

Сейчас благодаря репетитору учится очень хорошо, в школу идет с удовольствием, не боится, не волнуется, так как всегда готов. На выходных делает домашние задания на понедельник сам, и планируем по чуть-чуть уменьшать количество дней с репетитором. Полностью в свободное плавание я его пока не готова отпустить. Считаю, что ребенка надо научить учиться. Редкий случай, когда он способен на все сам. Мне кажется, девочки более организованны в этом плане. Тут все очень индивидуально, и к каждому ребенку нужно найти подход. Если объективно сравнивать две системы образования, то бесспорно в Латвии материал преподносится более последовательно и, возможно, школьные знания у детей сильнее. Но система поощрения учеников просто нулевая, всех гонят под одну планку: достичь десятки! Приходишь на родительское собрание в Латвии и выслушиваешь, что дети делают плохо… В Англии только хвалят! В ужасно неряшливой тетради найдут маленький кусочек и скажут: «Посмотрите, как он тут постарался!» Награждают и поощряют за малейший успех, в конце недели зовут на сцену, объявляют звездой школы, берут интервью. Ребенок светится весь! Мы с младшим вернулись из Англии в феврале, и он большую половину первого класса пропустил. Очень старались догнать сверстников: репетиторы, куча усилий… И что я услышала в конце года? «На линейку можете не приходить, вас не за что награждать». Потому что награждают только тех, у кого оценки выше семерки. Никаких других номинаций нет. Во втором классе он уже очень хорошо учился, по всем предметам было «7» и больше, кроме латышского: там было «6». Ребенок пришел с линейки со слезами и вопросом: «Я так старался, почему меня не наградили?» Ну и как ему объяснить, что он по каким-то там стандартам недотянул до семерки, хотя так старался?!»

 

МНЕНИЕ ДИРЕКТОРОВ ДАУГАВПИЛССКИХ ШКОЛ

 

Анджела Скутеле, директор 13-й средней школы:

 

«Каждый педагог решает сам, что и в каком объеме задавать на дом. И это решение он принимает, беря во внимание тот факт, что именно он ответственен за результат обучения. На собраниях и педсоветах мы регулярно призываем педагогов адекватно оценивать ситуацию и задумываться, реально ли для детей выполнить все задания.

 

У нас в школе работает группа продленного дня, где ученики начальной школы вместе со своим классным руководителем открывают дневники, смотрят, что им задано, и начинают выполнять задания. Это соответствует и реализуемой ныне государственной политике – что дети должны как можно больше уроков делать в школе и как можно больше отдыхать после. Но я должна отметить, что с этим согласны далеко не все родители. В то время как одни радуются, что дети почти не должны заниматься уроками дома, другие спрашивают: "Почему так мало задаете?!" Поэтому стараемся лавировать между пожеланиями одних и других, ищем компромисс.

 

У наших учеников с первого класса есть возможность также посещать индивидуальные уроки игры на музыкальных инструментах. Это происходит также после уроков. Два раза в неделю ученик с учителем один на один в течение 20 минут осваивает гитару, аккордеон, флейту и другие музыкальные инструменты».

 

Анатолий Гржибовский, директор 15-й средней школы:

 

«Чтобы облегчить жизнь родителей, у нас в школе есть продленка, где учащиеся начальной школы выполняют часть домашних заданий. Максимальное количество времени, которое школьник определенного возраста может провести за выполнением этих заданий, оговорено во внутренних документах нашей школы, и мы уделяем этому большое внимание. Домашняя работа точно не должна быть невыполненным на уроке заданием. И не должна становиться заданием для родителей. Поэтому наши учителя подробно разъясняют детям, что именно и как они должны выполнить дома: что от них требуется. Мы очень активно используем "Э-класс". Педагоги не только своевременно заносят в систему домашние задания, но и прикладывают сопутствующие файлы – фоновую информацию для их выполнения. Родители очень позитивно об этом отзываются.

 

Наша позиция – ребенок не должен слишком много времени проводить за выполнением домашних работ, но все-таки именно когда он находится один на один с заданием, как никогда развиваются его мыслительные способности. А при изучении языков, например, нужно обязательно закреплять пройденный материал, учить новые слова. Так что совсем без домашних заданий точно нельзя.

 

Наша школа известна также благодаря кружку робототехники, но его начинают посещать дети с третьего класса. Это все-таки не просто конструктор, это – роботы, создаваемые с использованием языков программирования. Здесь нужны предварительные знания и определенная степень зрелости ребенка».

 

Юрий Высоцкий, директор средней школы Centra:

 

«Сегодня школы работают на результаты централизованных экзаменов, на рейтинги, индексы. Только по этим показателям оценивают работу школ, поэтому все педагоги стремятся выучить своих подопечных по стандарту, чтобы те показали наилучший результат.

 

У нас в школе есть четкое положение об объеме и содержании домашних работ, стараемся не задавать на выходные. Все-таки родители отдыхают на выходных, и дети тоже должны иметь право на отдых. Хотя, если это 9-е и 12-е классы, то им приходится учиться и на выходных. Они – выпускные классы, и им действительно нужно усиленно работать на результат весь учебный год.

 

Для начальной школы у нас есть продленка, но цель ее – далеко не выполнение домашних заданий. Если позволяет погода, то дети с педагогом обязательно идут гулять! После часовой прогулки они кушают и только тогда идут в класс, где те, кто хочет, выполняют домашние задания. А кто не хочет, тот может поиграть. Мы не настаиваем».

 

Ирина Паура, директор Русской средней школы-лицея:

 

«У нас разработаны рекомендации для учителей в отношении домашних заданий. Мы контролируем их соблюдение, постоянно анализируем ситуацию. Мнения при этом звучат разные, кто-то говорит, что домашних заданий мало, другие – что их много. Стараемся искать золотую середину.

Активно используем электронный дневник. Педагоги загружают в систему файлы с рабочими листами или просто материалы с урока, которые помогут детям лучше выполнить домашнее задание. Также используем "облачное"хранилище (онлайн-хранилище данных. – Прим. авт.) для этих целей.

 

Очень важно, что родители должны научить детей учиться дома. Это такой же навык, как дружить, быть вежливым, переходить улицу в положенном месте. Ни в коем случае родители не должны выполнять задания вместо детей! Мы проводим обучающие семинары для родителей наших первоклассников, где рассказываем им об этом.

 

В нашей школе нет продленки. Но зато у нас есть много факультативных занятий для детей после уроков. Это и танцы, и хор, и математика, и "умелые ручки"».