С хроническим гастритом в «зеленый коридор» не пустят

С хроническим гастритом в «зеленый коридор» не пустят
Сегодня в «зеленый коридор» медицины попадают пациенты с подозрениями на рак 11 самых распространенных локализаций.

По сообщению Минздрава, в 2018 году благодаря дополнительному финансированию разделения по локализации больше не будет – все жители с подозрением на онкологию должны обследоваться в ускоренном режиме, в течение 10 дней. 

 

Однако эксперты отмечают, что систему «зеленого коридора» еще предстоит отлаживать и улучшать, начиная с отношения семейных врачей, которые порой боятся отправлять пациентов на потенциально лишнюю диагностику, мысля: «А вдруг все-таки не рак». 

Но вот что рассказывает даугавпилчанка Светлана. 

 

– 18 декабря я сдала анализ крови на онкомаркеры, это важная составляющая диагностического комплекса в онкологии, когда выявляются специфические белки. Такой анализ решила сделать потому, что у меня периодически побаливает желудок. В итоге оказалось, что показатели превышены. Я заволновалась. Семейный доктор посоветовала пройти гастроэндоскопию. 27 декабря записалась по телефону на эту процедуру. Удивилась, что предложили пройти на следующий же день. Пришла в кабинет гастроэндоскопии с направлением от семейного врача. Принимал гастроэнтеролог Глеб Дельман. Этот врач сразу выказал недовольство: «Почему вы идете по "зеленому коридору"?» В том смысле, что меня очень быстро записали, потом были и другие придирки.

 

Те, кто проходил гастроэндоскопию, знают, что это процедура не из приятных, на нее надо психологически настроиться. А тут с тобой еще разговаривают на повышенных тонах, в чем-то обвиняют. Вопрос про «зеленый коридор» я сочла странным, потому что шла на процедуру без всякого блата, предположила, что кто-то перед новогодними праздниками отказался, вот меня и вклинили. Гастроэндоскопия в итоге показала, что все в порядке. Тогда я спросила у доктора: «А как же мой анализ на онкомаркеры?» – на что он ответил, что такой анализ вообще не надо было делать, и укорил, что я, мол, занята поиском проблемы, которой не существует. Но разве не надо делать анализы, если нехорошо себя чувствуешь? Врачи постоянно убеждают, чтобы люди следили за состоянием своего здоровья, чтобы вовремя обращались к врачам, сдавали анализы, ругают тех, кто занимается самолечением. Ежегодно онкологию определяют примерно у 11,5 тыс. жителей Латвии. Нормальный человек опасается запустить опасное заболевание. Так что же я сделала не так? – спрашивает обескураженная ситуацией Светлана.

 

Уточним, что система «зеленого коридора», связанная с выделением государственных средств на пациентов с подозрением на онкопатологию, была создана (2017) для ускорения порядка получения обследований и необходимых консультаций специалистов вне квот и очередей. 

 

– «Зеленый коридор» – это возможность семейного врача направить пациента с медицински обо-снованными подозрениями на злокачественную опухоль на необходимые диагностические обследования, – поясняет доктор Г. Дельман. – Обследования пациент проходит в течение 10 рабочих дней с момента обращения в лечебное учреждение. Женщину, о которой идет речь, семейный доктор направила на гастроэндоскопию без поставленного онкологического диагноза.

 

В направлении указывался «хронический гастрит». Пациентка пришла во время приема, предусмотренного для онкобольных, с документами, которые не подтверждали, что она имеет на это право. Использование онкомаркеров для достоверного выявления рака не показало своей эффективности ни в одном исследовании, соответственно, они не могут быть рекомендованы для первичной диагностики онкологических заболеваний. Я справлялся в регистратуре, почему ее записали на обследование в срочном порядке, на каком основании пациентка оказалась в «зеленом коридоре»? Главный регистратор поликлиники ДРБ выясняла, по моей просьбе, как такое могло произойти. 

 

Сегодня многие находят свои болезни в Интернете, а потом сами себе назначают обследование, – продолжает Г. Дельман. – У данной пациентки в ходе обследования онкопатология не обнаружилась. Предположу, что свою роль сыграл человеческий фактор, ведь запись к специалистам ведется по телефону, и никаких документов регистратору предъявлять не надо. Между тем, когда вводился «зеленый коридор», четко оговаривалось, на кого именно распространяются привилегии. И я не считаю, что допустил грубость в разговоре. Да, задавались дополнительные вопросы, на которые пациентка затруднялась ответить, пришлось звонить ее семейному врачу, которая тоже ничего не смогла объяснить, а также в регистратуру, что заняло время. Пациентке обижаться не на что – у меня были все основания ее вообще не принять», – уверяет специалист. 

 

Тогда как автор системы «зеленого коридора» главный онколог Латвии Даце Балтиня, похоже, всегда на стороне пациента. «Лучше обследовать и констатировать, что рака нет, чем бояться слать на обследования, думая, что из-за ложной тревоги последуют какие-то санкции», — подчеркивает она.

 

В то же время Балтиня акцентирует внимание на том, что когда семейный врач выписывает документы, он может просто написать, что у пациента подозрение на рак, а может направить его через «зеленый коридор» – это разные коды диагнозов. И в системе они учитываются по-разному. 

 

Подводя итог, скажем, что система «зеленого коридора создавалась для того, чтобы позволить пациенту с подозрением на заболевание не ждать долго в очереди, а людям с неподтвердившимся диагнозом — не загружать специалистов. Однако жизнь показывает, что любая система, даже самая что ни на есть «зеленая», может давать сбой.