Мы не одни, но одиноки – как решить проблему многих горожан?1

Мы не одни, но одиноки – как решить проблему многих горожан?
Проблема одиноких людей не на шутку взволновала Великобританию – в этой стране ее будутрешать на самом высоком уровне – объявлено о назначении министра по вопросам одиночества. Но одинокими люди чувствуют себя не только в Туманном Альбионе, в Латвии эта тема стоит не менее остро. 

В рамках заявленной темы «СейЧас» взяла комментарий у гештальт-терапевта Надежды Зейглиш. Гештальт-терапия – одно из направлений психотерапии, основанное на осознании необходимости брать на себя ответственность за свой вклад в собственную жизнь. 

 

Такая терапия за то, чтобы человек слышал себя, не игнорируя, понимал, что с ним происходит, и какое участие он сам в этом принимает. 

Ведь бывает, все кажется хорошо: и дом полная чаша, и близкие люди вокруг, и работа престижная, а берет за душу тоска-кручина, приходят мысли о бренности сущего и конечности земного. Скучно и бессмысленно все вокруг. Врачи говорят, что со здоровьем проблем нет, тогда почему ощущение потерянности не проходит?

 

Человек теряет сам себя

 

«Порой люди чувствуют себя одиноко, даже если кто-то рядом. Одиночество – это не только физическое отсутствие близких людей, но отсутствие удовлетворяющего контакта. Люди бывают одинокими, когда с ними мужья, дети, родственники, но при всем этом настоящего доверия, чувства безо-пасности нет.  Доверие сегодня вообще в большом дефиците. С проблемой одиночества ко мне обращаются довольно часто. Одинокий человек – это человек, потерявший самого себя. Голод, связанный с отсутствием еды, утолим при ее появлении, тогда как голод переживаний по другому человеку – это совсем другой голод, его утолить непросто, притом что человека для самого себя нет, он потерял себя. В итоге живет, как бездонная бочка, никогда никем "не наестся", и это становится нормой. Многое закладывается в нашем детстве. Ребенок понимает, каким его хотят видеть родители. "Хорошие девочки так себя не ведут", – наставляет мама свою дочь. И дочь старается менять свое поведение в требуемую, поощряемую сторону. Становится удобной для родителей, которые знают, как правильно одеться, с кем дружить, а кого избегать. Таким образом, человек привыкает быть в подчинении, проживает не свою, а насоветованную жизнь. Проходит время, и однажды дочь задается вопросом: "А я-то сама где?" Вот вам и одиночество. Встает проблема – найти свой путь. И тут надо задать себе вопрос: если я умел (-а) слышать других, почему бы не услышать себя?» – предлагает Н. Зейглиш.  

 

Тему, по просьбе «СейЧас», продолжает психолог и психотерапевт Людмила Диекиене.  

 

«Проблема одиночества – глубокая, философская. Мы приходим в этот мир одни и уходим из него без провожатых. Путь между рождением и смертью тоже, в принципе, проживаем одни. Одиночество не связано с тем, востребован человек или не востребован. Это внутреннее эмоциональное психологическое состояние. Для каждого одиночество проявляется по-разному: для кого-то это непонимание, для кого-то непризнание. И переживается тоже по-разному. Один видит в одиночестве наказание, поэтому чувствует себя жертвой, и в таком случае это выливается в обвинение мира, других людей. Второй страдает от отсутствия "достойных", способных его понять, – говорит Людмила. – Проблема одиночества связывается и с тем, что не состоялась сепарация – отделение взрослого ребенка от родительской семьи, его становление как отдельной самостоятельной личности. 

 

Не хватает испытаний

 

У нас отсутствует и такое явление, как инициация, затрагивающая подростковый возраст, – продолжает Людмила. – Инициация – обряд, знаменующий переход на новую ступень развития. Такие обряды в обязательном порядке присутствовали в древности, когда мальчик подвергался испытанию, после чего признавалось, что он стал мужчиной. Позднее испытания связывались с армией, когда большинству молодых людей надо было пройти эту суровую школу жизни. Сейчас у нас сохранились лишь рудименты инициации, она утратила свой глубинный смысл и структуру. Каким-то примером может служить прием в скауты. В армейские будни погружается далеко не каждый. При этом родителям хочется подольше задержать сына или дочь возле себя, порой из эгоистических побуждений. В итоге многие люди не могут обрести уверенность в себе, они не жизнестойкие. 

 

Одинокими ощущают себя школьники, студенты. Это одиночество души. Человеку хочется быть любимым, понятым, принятым. Отдельной строкой одиночество наших пожилых людей, стариков. «Уехали дети, не видим внуков и правнуков», – жалуются они. Но тут надо обратить внимание на то, что, если человек остался один, это не проблема одиночества, а скорее проблема нарушения жизненного уклада. При таких обстоятельствах  важно подумать, как выстроить дальнейшую жизнь, соизмерить ее с тем, что не только ты остался один. Таких – множество, так почему бы не попытаться познакомиться хотя бы с несколькими.

 

Не допускайте к себе мрачные мысли, а ищите занятия, помогающие поддерживать форму и сохранять оптимизм. Если мы говорим о Даугавпилсе, то у нас есть и клубы по интересам, и бесплатные концерты достаточно высокого уровня, и выставки – идите, смотрите, общайтесь, только не замыкайтесь в себе. К услугам Интернет, социальные сети, какие-то волостные проекты. Конечно, общаться в соцсетях лучше целенаправленно – подбирать людей, интересы которых совпадают с вашими. Значение имеет и открытость по отношению к другому человеку. Вот случай: приходит молодая женщина и рассказывает, что от нее ушел любимый мужчина, что она осталась с малолетним ребенком одна. Все, жизнь пропала! А я на это замечаю, что в трех кварталах от ее дома проживает приветливая сениора, которая с удовольствием присмотрит за ее сыном. В итоге обе они с одиночеством покончили, подружились. Порой выход рядом, надо только осмотреться», – говорит Л. Диекиене. 

 

430 звонков за неделю

 

Несколько лет Людмила участвует в проекте «Психологическая поддержка долгосрочных безработных» и вот какими наблюдениями делится: «Человек сам себя нередко загоняет в состояние одиночества. На работу не устроиться, масса материальных проблем. Первые 4–8 месяцев он еще в поисках выхода, но, если ничего не получилось, приходит разочарование, ощущение ненужности. В подобных случаях требуется приложить много усилий для возрождения интереса к себе, к собственной жизни. Такие люди вдобавок обрастают болезнями. Лечиться дорого, и болезнь переходит в хроническую. Государство не постучит в двери с вопросом: "Чем помочь?" А наше общество в таком гуманном смысле еще недостаточно развито. Но и обвинять общество на все 100% нельзя, каждый несет ответственность за свою жизнь, за свой выбор. Если кто-то сделал выбор в пользу одиночества, то это его выбор. Наблюдала людей в очень тяжелом положении: инвалидность, безденежье…

 

Стараемся вместе разобраться, найти пути, чтобы изменить ситуацию. Человек чувствует, когда к нему, к его проблемам проявляют искренний интерес. Люди, которые почувствовали со стороны других желание помочь, уже не могут ощущать себя одинокими. Я базируюсь на четырех составляющих: правильном дыхании, активности (движение), здоровом питании и позитивном мышлении. Свою задачу, как психолога, вижу в том, чтобы постараться отыскать в человеке ресурс. 

 

Даугавпилс неулыбчивый город. Все потому, что здесь многие люди живут с подозрением на свою ненужность, с заниженной самооценкой. Но это не только наша проблема, в мире вообще такая тенденция. Важно понять: если вы вместо того, чтобы улыбнуться кому-то, насупите брови, проблема не решится. Возможно, борьбу со своим одиночеством надо начинать с самого простого – с улыбки в адрес друг друга…»

 

По данным опроса «Индекс счастья» компании Amigo, 45% латвийских сениоров боятся одиночества. В числе причин несчастливой старости: отчуждение детей, потеря многолетнего партнера, проблемы со здоровьем, нехватка денег, не позволяющая поддерживать прежний уровень жизни. И такой настораживающий факт: в период с 24 по 30 декабря 2017 года на телефон доверия поступило 430 звонков, было оказано 203 консультации психологов. Опыт представителей телефона доверия свидетельствует о том, что многие люди именно в рождественские праздники острее ощущают свои проблемы: одиночество, непонимание со стороны окружающих, отверженность (116111 – бесплатная круглосуточная телефонная линия).

 

В Великобритании на борьбу с одиночеством (в этой стране на одиночество жалуются около 9 млн человек) впервые запустят правительственную программу в сотрудничестве с коммерческими и благотворительными организациями. Разрабатывается методика измерения одиночества. Финансирования на эти цели власти не пожалеют, потому что, как заявляется, социальная изоляция и одиночество влияют не только на физическое и психическое состояние отдельных людей, но и на общество в целом. 

 

Так решается обозначенная проблема в высокоразвитой стране. Наши же граждане и неграждане, страдающие от одиночества, пока должны самостоятельно находить пути спасения. Что делать, жизнь, как утверждали древние, – есть борьба. С одиночеством в том числе. 

 

Людмила ДИЕКИЕНЕ, психолог и психотерапевт:


«Люди, которые почувствовали со стороны других желание помочь, уже не могут ощущать себя одинокими. Я базируюсь на четырех составляющих: правильном дыхании, активности (движение), здоровом питании и позитивном мышлении. Свою задачу, как психолога, вижу в том, чтобы постараться отыскать в человеке ресурс».

 

Надежда ЗЕЙГЛИШ, гештальт-терапевт:

 

«Люди бывают одинокими, когда с ними мужья, дети, родственники, но при всем этом настоящего доверия, чувства безопасности нет. Доверие сегодня вообще в большом дефиците. С проблемой одиночества ко мне обращаются довольно часто».