Как США избавились от латвийской прачечной6

Как США избавились от латвийской прачечной
После краха третьего по величине латвийского банка ABLV так и не был получен ответ на вопрос: почему именно сейчас США потеряли терпение и предъявили обвинение в коррупции и почему конец банка был быстрым и жестоким, сообщает Центр исследовательской журналистики Re:Baltica.

13 февраля американское учреждение, занимающееся борьбой с финансовыми преступлениями The Financial Crimes Enforcement Network (FinCen), опубликовало сообщение, в котором отметило, что безразличие к требованиям привело к использованию банка в международной преступной сети и отмене санкций, в том числе, покупке или экспорту баллистических ракет для Северной Кореи.

 

Причем, банк в этом сообщении описывался, как организованная преступная группировка: владельцев и менеджеров обвиняли в инновационной схеме отмывания денег. Более того, прозвучало обвинение в получении взяток высокопоставленными должностными лицами Латвии. Тем не менее, один из источников, участвующих в решении ситуации с банком, назвал действия FinCen «сухой анестезией» - сленговым термином, означающим «отключку» живого существа ударом молотка по лбу.

 

Имя ABLV в течение многих лет регулярно появлялось в самых громких международных скандалах, связанных с отмыванием денег, но всегда работал принцип: нет доказательств, нет и наказания. Все изменилось в мае 2016 года, когда банк оштрафовали за участие в мошенничестве с тремя молдавскими банками на сумму более 3 миллионов евро. ABLV пообещал инвестировать для предотвращения отмыванию средств порядка 6,5 млн. Тем же летом наметился очередной скандал: еще пять банков-нерезидентов Латвии (Rietumu banka, Norvik banka, Reģionālā investīciju banka, Baltikums и Privatbank) судили за недостатки в исследованиях клиентов, что помогло обойти международные санкции против Северной Кореи.

 

В конце 2016 года регулятор начал проверять роль ABLV в этом. Банк присоединили к «тяжелой артиллерии» - наняли влиятельных консультантов, заказали независимый обзор санкций. Но регулятор проиграл борьбу с банковскими адвокатами, не сумев найти достаточных доказательств. Через год, в ноябре 2017, было признано: режим санкций нарушен не был, хотя действия банка и не были совершенно чисты. Поскольку в 2016 году он уже был наказан за аналогичные проступки, судить во второй раз его нельзя.

 

ABLV начинался в 1993 году, как филиал бывшего латвийского банка (LB) в одном из малых городов Латвии – Айзкраукле. Его «звездный час» пришел после краха банка Parex в 2008 году. ABLV разросся до банка с более чем 900 сотрудниками, и его щупальца вошли в бизнес по недвижимости. Он много сил посвятил благотворительности и пообещал инвестировать 30 миллионов евро в Музей современного искусства.

 

Владельцы банка имели значительное влияние в политических кругах и пожертвовали более 226 000 евро в поддержку разных сил. Банк принадлежит двум бизнесменам: Эрнесту Берну с семьей и Олегу Филю. Последний больше известен в СМИ, как спутник своей молодой жены, Instagram которой наполнен фото яхт, частных самолетов и т.д.

 

После решения FinCen у банка сразу же начались проблемы: клиенты стали снимать деньги. В течение трех дней из банка вывели 600 миллионов евро. В пятницу, 23 февраля, было решено, что банк вряд ли сможет заплатить вкладчикам и его спасение не в интересах общества. Игра закончилась.

 

«Американцы продемонстрировали одно: у них есть мощное финансовое оружие против России, которое они не будут бояться использовать.Клиентская база нерезидента действительно изменилась в Латвии с 2015 года и стала значительно более чистой», - сказал в интервью Re:Baltica бывший министр иностранных дел Латвии и посол в Соединенных Штатах Айвис Ронис, являющийся в настоящее время членом совета ABLV.